ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

  • Мария Ивановна Безносова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Тамара Ивановна Зеленина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Екатерина Сергеевна Горбунова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: инновации в международном образовании, маркетинг, маркетинговые стратегии, интернационализация вуза, рекрутинг иностранных студентов, экспорт российского образования

Аннотация

Статья рассматривает инновационные подходы к разработке маркетинговой стратегии регионального российского вуза, направленной на реализацию современных целевых установок и задач экспорта российского образования. Обозначены современные ориентиры международной деятельности российских вузов. Развитие внутренней интернационализации рассматривается как наиболее эффективная модель продвижения регионального вуза на международном образовательном рынке. В статье описывается метод самоанализа вуза, направленного на определение уровня его внутренней интернационализации. Авторы описывают технологию привлечения иностранных граждан на обучение, механизмы увеличения контингента иностранных граждан, в том числе рекрутинговые мероприятия, способы определения целевой аудитории и методику изучения перспективных рынков. Представлены итоги полевого маркетингового исследования, проведенного авторами в рамках деятельности по набору иностранных абитуриентов в странах СНГ и позволившего выявить сдерживающие и благоприятствующие факторы эффективной работы на этих рынках. Кроме того, авторы предлагают использование методов эффективных продаж как основу методики работы по повышению заинтересованности иностранных абитуриентов в образовательных услугах УдГУ и описывают практические результаты реализации данной методики.

Литература

1. We’re marketing and selling international education simultaneously, Thijs van Vugt, Preben Sperling. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eaie.org/blog/marketing-and-selling-international-education.html.
2. Абабкова М.Ю. Реализация концепции маркетинга в международном образовании // Научно-технические ведомости СПбГУ. 2010. № 5. Экономические науки. С. 249-254.
3. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с.
4. Арефьев А.Л., Чепурных Е.Е., Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: практика исследования, анализ. М.: ЦСП, 2005. 352 с.
5. Бакуменко О.А. // Материалы семинара-совещания «Консолидация усилий по развитию экспортного потенциала российской системы образования». ПсковГУ, 14-16.03.2018 г. [Машинопись].
6. Безносова М.И. Интернационализация как необходимое условие развития современного высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2013. № 2. С. 80-83. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/10770.
7. Безносова М.И. Организационные основы интернационализации высшего образования: опыт регионального вуза [Электронный ресурс] // Вестн. Владимирского гос. гуманитарного ун-та. Сер. Педагогические и психологические науки. 2011. Вып. 11. С. 58-62. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/ 123456789/10347.
8. Бельских И.Е. Институциональные основы рекламы и паблик рилейшнз фирмы в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 36. С. 16-24.
9. Бельских И.Е., Бельских О.Е. Экономические реалии образования // ЭКО. 2002. № 1. С. 157-159.
10. Богуш А.И., Коропченко А.А., Пелихов Н.В. Системные особенности развития экспорта российского образования в ретроспективе характерных этапов социально-экономических реформ в России (часть 2) // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию / Южный университет (ИУБиП). Ростов-на-Дону. 2017. Т. 3, № 2. С. 50-69.
11. Отчет о самообследовании деятельности Удмуртского государственного университета за 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://i.udsu.ru/files/03-documents/self-inspection/Othet_o_samoobsledovanii_ 27_03_2018_.pdf
12. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6)
13. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/
14. Целевые модели деятельности российских ВУЗов по экспорту образования (КТ 17) [Машинопись; Материалы РАНХиГС].
Поступила в редакцию 2018-09-10
Опубликована 2018-12-22
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
516-524