БОРЬБА ДВУХ КУЛЬТУР КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

  • Анатолий Васильевич Меренков
    • ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"
Ключевые слова: культура, культура эгоизма, культура сотрудничества, борьба культур, ценности, нормы, аномия, теория нормальной аномии, постправда, изменения в современном обществе

Аннотация

Рассмотрены проблемы трактовки направленности и содержания происходящих в современном обществе преобразований во всех сферах общественной жизни. Дается критическая оценка теории «нормальной аномии», утверждающей вечность распространившихся в последнее время различных форм нарушения традиционных отношений в семье, международной политике, использования «постправды» в СМИ, интернете. Доказывается, что противоречия, характеризующие происходящие в динамично меняющемся обществе изменения, вызваны обострившейся борьбой двух культур: культуры эгоизма и культуры сотрудничества. Культура эгоизма направлена на усиление природных форм его проявления путем выработки ориентаций и установок на реализацию индивидами собственных интересов любыми способами. Совершенствуются формы скрытого обмана, лжи, клеветы, шантажа, подкупа, психологического давления, сочетаемого с различными санкциями, физическим принуждением для возвышения над разными социальными субъектами. Культура сотрудничества утверждает ценности совместного труда, уважительного отношения к людям, взаимопомощи, психологической и материальной поддержки нуждающихся в помощи, честности, принципиальности. Возникает необходимость согласования способов достижения общего результата, подчинение частного интереса групповому. Появляется чувство долга и ответственности за качество выполняемой работы. Показано, что в наше время новейшие разработки технологов, конструкторов, инженеров применяются для создания все более изощренных способов возвышения не только над отдельными индивидами, но и странами. Интернет активно используется для распространения «постправды», получения экономической выгоды, политических преимуществ тем, кто ее создает и транслирует. Жизнь в виртуальном мире не требует трудолюбия, совести, честности, принципиальности, милосердия, постоянных психических и физических усилий, необходимых для реализации общественных интересов. Автоматизированный быт позволяет освободить подрастающее поколение от совместного труда с родителями. Дети не приобретают необходимых навыков заботы о близких людях. Возникает противоречие между повышением требовательности к наличию у каждого работника автоматизированного производства таких качеств, как профессионализм, чувство долга, ответственности и возможностями их выработки у тех, кто не имеет с детства практики реализации совместных действий. Возникает проблема формирования у индивидуально работающего труженика представлений о его реальной связи с теми, кто в ином месте выполняет часть общего дела, обеспечивающего реализацию интересов конкретной малой или большой общности. В экономической, политической сферах эгоизм небольшой группы людей, находящихся у власти, многократно умножается всеми возможными средствами для утверждения власти над всем человечеством. Раскрывается механизм неуклонного оглупления политиков, экономистов, военных, представителей средств массовой информации, которые активно участвуют в утверждении культуры эгоизма. Рассмотрены основные условия для развития культуры сотрудничества в современном мире на основе кооперации в научных исследованиях, разработках новых технологий, снижения бедности в разных странах, решения общих экологических проблем, прекращения гонки вооружений.

Литература

1. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные суждения» // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 302-304.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. 399 с.
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.:АСТ-МОСКВА: Хранитель, 2006. 873 с.
4. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 273 с.
5. Кравченко С. А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3-10.
6. Жолудь Р.В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и следствия // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117- 123.
7. Oxford English Dictionary. URL: http://www.oed.com.
8. Keyes R. Post-Truth Era: Dishonesty and Deception in Contemporary Life. New York: St. Martin’s Press, 2004. 212 р.
9. Мовчан А. Россия в эпоху постправды: здравый смысл против информационного шума. М.: ЛитРес, 2019. 710 с.
10. «Нормальная аномия» в России и современном мире / Н.Н. Зарубина и др.; под общ. ред. С.А. Кравченко. М., 2017. 281с.
11. Лекция Уильяма Уолфорта. URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/lektsiya-uilyama-uolforta/.
12. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. Т. 21, №2. С. 27-39.
13. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: АСТ. CORPUS, 2013. 512 с.
14. Аристотель. Политика. М.: Изд-во АСТ, 2017.384 с.
15. Ильин И.А. Чутье зла. // Собр. соч. в 10 т. Т. 2, кн.1. М., 1993. С. 39-40.
16. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. 512 с.
17. Сапольски Р. Психология стресса. 3-е изд. СПб: Питер, 2015. 480 с.
18. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. 575 с.
19. Тараненко С.Б. Позиционирование международного научно-технического сотрудничества в правовых документах стран - участниц научной глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: социология, 2018. Том 18, № 4.С. 651-668.
20. Waal de F. The bonovo and the atheist: In search of humanism among the primates. New York, London, 2013. 370 p.
21. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / под ред. Н.А.Рубакина. СПб., 1898. URL: http://heraclit.ru/spencer_vospitanie.html.
22. Трамп: «США нацелены на мир через силу». URL: https://www.kp.ru/online/news/2967189/.
23. Доклад: 62 самых богатых человека владеют половиной состояния планеты. URL: http://www.rg.ru/2016/01/ 18/bogatstvo-site-anons.html.
24. Вебер. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
Поступила в редакцию 2019-07-22
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Социология
Страницы
263-276