РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВЫБОРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ АБИТУРИЕНТА

  • Татьяна Анатольевна Власова
    • ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
  • Александра Васильевна Самок
    • ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"
Ключевые слова: образовательная стратегия, доступность высшего образования, ЕГЭ, ресурсный подход, человеческий капитал, неравенство в образовании

Аннотация

В статье раскрывается роль человеческого капитала в выборе образовательной стратегии абитуриентов. В современном обществе углубляется социальная дифференциация, проявляясь в неравенстве образовательных возможностей для выпускников школ. Теоретическим основанием работы исследования стал ресурсный подход и концепция социального капитала П. Бурдьё. Эмпирическая база основывается на результатах качественного и количественного исследования. На материалах интервью с выпускниками школ г. Ижевска были выделены основные мотивы образовательной стратегии абитуриентов: стартовые позиции, личные установки и притязания. На основе анкетирования выпускников 2019 года проанализирована разница в объеме человеческого и социального капиталов, которым обладает каждый выпускник, в зависимости от семьи и типа школы. Наиболее значимым ресурсом для формирования человеческого капитала является финансовый и культурный потенциал семьи. Социальный статус семьи предопределяет тип учебного заведения, который заканчивает выпускник, а также возможности привлечения других образовательных ресурсов, включая занятия с репетиторами. Другим типом ресурсов являются личностные возможности абитуриентов, такие как образовательные умения и навыки, сложившаяся конфигурация интересов и установки на достижения. Дети из высокоресурсных семей нацелены на поступление в столичные университеты, что требует от абитуриентов интеллектуальных, временных и материальных затрат. С другой стороны, значимая доля выпускников вынуждена учитывать ограничения, заданные семьей. Они учились в ближайшей школе, использовали бесплатные ресурсы для подготовки к ЕГЭ или занимались самостоятельно. Эта категория выпускников ориентирована на региональный вуз как наиболее доступный с точки зрения баланса качества обучения и объема материальных затрат.

Литература

1. Будзинская О.В. Человеческий капитал и инвестиции в образование // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 9. С. 135-143.
2. Ислентьева Е.В. Образование как ресурс человеческого и социального капитала // Образование в современном мире. Саратов, 2017. C. 271-276.
3. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. C. 121-139.
4. Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. Vol. 94. Supplement: Organizations and Institutions: Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure (1988). Р. S95-S120.
5. Натхов Т.В. Социальный капитал и образование // Вопросы образования. 2017. № 2. C. 63-67.
6. Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
7. Максимова М.Л. Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2006. № 1. С. 273-279.
8. Шкаратан О.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5-24.
9. Терентьев К.Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 3. С. 1-12.
10. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552с.
11. Hallinan M., Kubitschek W.N. A Comparison of Academic Achievement and Adherence to the Common School Ideal in Public Schools. // Sociology of Education. Jan 2012, 85. P. 1-22.
12. Для выпускников ижевских школ прозвенел последний звонок. URL: http://www.izh.ru/i/promo/57148.html. (дата обращения 28/05/2019)
Поступила в редакцию 2019-08-02
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Социология
Страницы
292-305