СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  • Владимир Викторович Зырянов
    • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  • Анастасия Дмитриевна Одинова
    • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, информальное образование, обучение в течение жизни, студенты, взрослые, образовательные программы, компетенции

Аннотация

Исследование посвящено анализу реализации концепции «обучение в течение жизни» в России. Для изучения проблемы были использованы как вторичные данные опросов, проведенных ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, так и сведения, полученные авторами в ходе проведения экспертных интервью с преподавателями высшей школы, тьюторами бизнес-образования и учеными, занимающимися вопросами образования. Логика исследования предполагала последовательное ознакомление с концепцией непрерывного образования, представление структуры современного российского образования, включенности в систему непрерывного образования различных групп населения. Ключевой частью исследования стал анализ препятствий и возможностей для осуществления населением обучения в течение жизни. Результаты опросов и данные экспертных интервью позволили выявить системные проблемы реализации указанной концепции, такие как: переходное состояние образовательной системы, недостаточность бюджетного финансирования образования, низкие финансовые возможности населения, недостаточность спроса со стороны работодателей, не сформировавшаяся система дополнительного профессионального образования, неразвитость поддержки информального образования и сопряжения его с формальным. Отмечена роль Национального проекта «Образование» в решении проблем реализации концепции непрерывного образования.

Литература

1. Основы обучения в течение всей жизни - предпосылки возникновения и история развития в странах ЕС. Связь с Лиссабонской стратегией. URL: http://www.tempus-russia.ru/prep-zayavka/LLL-general.pdf (дата обращения: 12.02.2020).
2. Скворцов В.Н., Лобанов Н.А. Концепция непрерывного образования и ее реализация на базе многоуровневых образовательных учреждений // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 6,https://www.elibrary.ru/pic/1pix.gif № 4.С. 108-131.
3. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / Филипп Г. Кумбс; перевод с англ. С.Л. Володиной, В.А. Кузнецова, С.П. Романовой; под ред. д. э. н. Г.Е. Скорова; послесловие д. э. н. профессора В.А. Жамина, М.: Прогресс, 1970. 261 с.
4. ЮНЕСКО и Цели устойчивого развития. URL: https://ru.unesco.org/sdgs (дата обращения: 13.02.2020).
5. Инчхонская декларация Образование - 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни. URL: https://gym1409s-new.mskobr.ru/ files/obrazovanie_-2030.pdf (дата обращения: 13.02.2020).
6. Carron G. Non-formal education: information and planning issues [Text] / G. Carron, R.A. Carr-Hill // IIEP Research Report. No. 90. Paris: UNESCO IIEP, 1991. 77 р.
7. A Memorandum on Lifelong Learning (Меморандум непрерывного образования Европейского Союза) https://ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf (дата обращения: 13.02.2020).
8. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM: База знаний. URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogoobrazovaniya.html (дата обращения: 05.02.2020).
9. Окерешко А.В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы личностно-профессионального развития учителя // Человек и образование. 2015. № 1(42). С. 74-78.
10. Методология профессионального образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной научному вкладу академика РАО А.М. Новикова / сост.: М.А. Аксенова, С.И. Гудилина, М.Б. Яковлева; под науч. ред. проф. Т.Ю. Ломакиной, М.В. Никитина / ФГБУ РАО. М.: ФГБУ РАО, 2018.
11. Европейское пространство высшего образования: историческая справка. URL: https://www.econ.msu.ru/ext/ lib/Category/x41/xb3/16819/file/ЕПВО-Ист__справка.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
12. Каравай А.В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 123-143.
13. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с.
14. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2019. 84 с. (Мониторинг экономики образования; № 1 (133)).
15. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны. Информационный бюллетень. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017. 28 с. (Мониторинг экономики образования; № 5 (104).
16. ВЦИОМ. Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег? URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9235 (дата обращения: 11.02.2020).
17. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152-182.
18. Аксенова Н.М., Муравьева А.А. Острый вопрос неформального образования // Аккредитация в образовании. 2014. № 76. URL: https://akvobr.ru/ostrii_vopros_neformalnogo_obrazovania.html (дата обращения: 29.01.2020).
19. Меренков А.В., Сущенко А.Д. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 204-223.
20. ВШЭ. Мониторинг экономики образования. URL: https://memo.hse.ru/data/2016/11/16/1110232037/ непрерывное %20Презентация %202016 %20год.pdf (дата обращения: 23.01.20)
Поступила в редакцию 2020-02-03
Опубликована 2020-04-07
Раздел
Социология
Страницы
7-19