ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: академические нарушения, плагиат, академическая этика, этические представления

Аннотация

В работе проведен обзор существующих методик оценки моральных представлений и исследована возможность их анализа как факторов академических нарушений студентов на экзамене и плагиата на основе опроса студентов. Как показало исследование, устойчивые негативные взаимосвязи нарушений имеются с таким индивидуальным фактором, как успеваемость; имеется тенденция к тому, что идеалистические установки могут способствовать добросовестному поведению студентов, а релятивистские - наоборот; контроль преподавателей является ведущим контекстуальным фактором, способствующим снижению нарушений. Исследование роли этических факторов по сравнению с другими факторами показало, что эти факторы демонстрируют устойчивую негативную связь с успеваемостью и позитивную связь с влиянием сверстников. Это значит, что идеалисты менее склонны к воздействию социума, то есть менее конформны. Также исследование показало, что этические факторы показали определенную взаимосвязь с академическими нарушениями: так, идеализм негативно взаимосвязан с нарушениями, а релятивизм - позитивно.

Литература

1. Борисова, Е.И. Соблюдать или нарушать: внутренние мотивы академической этики [Электронный ресурс] / Е.И. Борисова, Л.И. Полищук, А.Д. Суворов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 2(22). С. 41-73. URL: http://journal.econorus.org/pdf/NEA-22.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкала академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 97-99.
3. Соболевская О.В. Отношение к списыванию в вузах определяет его масштабы // Научно-образовательный портал IQ. 2015. URL: https://iq.hse.ru/news/177664796.html (дата обращения: 12.06.2019).
4. Федоров А.А., Бадиев И.В. Валидизация русскоязычной версии опросника этических позиций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 3. С. 491-509
5. Хвостов А. Диагностика морального сознания в зарубежных исследованиях // Развитие личности. 2016. № 2. С. 113-138.
6. Шмелева Е.Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. Т. 16, № 2. С. 55-73.
7. Chudzicka-Czupała A. Psychological and moral determinants in accepting cheating and plagiarism among university students in Poland // Polish Journal of Applied Psychology. 2014. Vol. 12 (1). Р. 75-98.
8. Colby A., Kohlberg L. The Measurement of Moral Judgment: Theoretical Foundations and Research Validation. Cambridge (England), 1987.
9. Eckstein M.A. Combating academic fraud towards the culture of integrity. Paris: IIEP, 2003. UNESCO.
10. Forsyth D.R. Judging the morality of business practices: The influence of personal moral philosophies // Journal of Business Ethics. 1992. No. 11. P. 461-470.
11. Forsyth D.R., Nye J.L. Personal Moral Philosophies and Moral Choice // Journal of Research in Personality. 1990. № 24 (4). Р. 398-414.
12. Hogan R. A dimension of moral judgment // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1970. 35. P. 205-212
13. Makarova M. Factors of Academic Misconduct in a Cross-Cultural Perspective and the Role of Integrity Systems // Journal of Academic Ethics. March. 2019. Vol. 17, iss. 1. Р. 51-71.
14. McCabe D.L., Treviño L.K., Butterfield K.D. Academic Integrity in Honor Code and Non-Honor Code Environments: A Qualitative Investigation // The Journal of Higher Education. 1999. 70 (2). Р. 211-234.
15. Rest J.R. Development of Judging Moral Issues. Minneapolis, 1979.
16. Santor D.A., Messervey D., Kusumaker V. Measuring peer pressure, popularity, and conformity in adolescent boys and girls: predicting school performance, sexual attitudes, and substance abuse // Journal of Youth and Adolescence. 2000. 29. Р. 163-182.
17. Sierra J.J., Hyman R.M. Academic Cheating: An Ethics Perspective and Solutions. Business Outlook. October, 2006. URL: https://www.academia.edu/7865195/Academic_cheating_An_ethics_perspective_and_solutions. (accessed 26.05.2019.)
18. Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Vallieres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52. Р. 1003-1017.
Поступила в редакцию 2020-01-28
Опубликована 2020-04-07
Раздел
Социология
Страницы
26-34