СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРСМАЖОРНОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЦИФРОВОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Егор Валентинович Неборский
    • Московский педагогический государственный университет
  • Михаил Викторович Богуславский
    • Институт стратегии развития образования РАО
  • Татьяна Альбертовна Наумова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: цифровой университет, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, пандемия COVID-19, университетская футурология, университетские исследования, гибридное университетское образование

Аннотация

В обзорно-аналитической статье, по материалам последних публикаций и проведенных эмпирических исследований, предпринята попытка прояснения того, насколько травматичным либо мобилизующим стал стремительный переход к дистанционным образовательным технологиям и онлайн-обучению в мировом университетском сообществе и российских университетах в условиях сдерживания распространения коронавирусной инфекции COVID-19. В тексте приводятся факторы развития кризисной алармистской университетской футурологии, обосновывается усиление группы аналитиков - приверженцев позиции неизбежных фундаментальных и радикальных изменений университетов. Рассматриваются первые практики национальных переходов к цифровым университетам без дополнительного технологического оснащения и повышения квалификации преподавателей, возникающие экзистенциальные и организационно-технические вопросы. Приводятся статистические данные зарубежных и отечественных эмпирических исследований, связанных с прояснением особенностей вынужденного полного перехода к цифровым образовательным технологиям, как в оценках преподавателей, так и студентов. Обосновывается вывод о том, что практикующие преподаватели достаточно взвешенно оценивают существующие недоработки и новые ресурсные возможности, высказываясь о необходимости взаимно дополнительных классических аудиторных и цифровых образовательных технологий, разделяя представления о развитии гибридного образования и сотрудничества университетов.

Литература

1. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Изд. Дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 304 с.
2. Смерть университета: Майкл Стронг о свободе от учебных программ и субкультурах знаний // Теории и практики. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/9364-university-is-dead.
3. Иглтон Т. Медленная смерть университета // Скепсис. URL: http://scepsis.net/library/id_3672.html.
4. Dennis M. Higher education opportunities after COVID-19 // University World News. May 09, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200507152524762.
5. Lau J, Yang B., Dasgupta R. Will the coronavirus make online education go viral? // Times Higher Education. March 12, 2020. URL: https://www.timeshighereducation.com/features/will-coronavirus-make-online-education-go-viral.
6. Sun T. How to create effective learning for students online // University World News. May 16, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200515072512826.
7. Altbach Ph. G., Wit H. de. Are we at a transformative moment for online learning? // University World News. May 02, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200427120502132.
8. Reisz M. Pandemic ‘will drive universities into lifelong education’ // Times Higher Education. May 15, 2020. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/pandemic-will-drive-universities-lifelong-education.
9. Mitchell N. 40 % of students changing study abroad plans, says survey // University World News. April,14, 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200414082756282&fbclid=IwAR2nhNv8xjCiPR6 5Kva5Jh4WcN4KRVN9PFxxdHJ5tnjplBHT19dFGUOLSTA.
10. Maloney E. J., Kim J. 15 Fall Scenarios: Higher education in a time of social distancing // Inside Higher Ed. May 29, 2020. URL: https://insidehighered.com/digital-learning/blogs/learning-innovation/15-fall-scenarios.
11. Преподаватели высказали свое мнение о вынужденном переходе образовательного процесса в онлайн // Министерство образования и науки Российской Федерации. 19.05.2020. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/.
Поступила в редакцию 2020-05-29
Опубликована 2020-07-03
Раздел
Социология
Страницы
125-131