К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБЕ В АГРАРНОМ ВУЗЕ: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Степан Викторович Козловский
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Ключевые слова: мотивация, группа, управление учебным процессом, методика В.И. Герчикова, социология труда, социология образования, субкультуры

Аннотация

Мотивация студентов изучается достаточно регулярно, но, чаще всего, это происходит с психолого-педагогических позиций [1; 6; 7; 9] Однако студенты не просто учатся в ВУЗе, они трудятся над получением знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для освоения будущей профессии, поэтому процесс обучения необходимо рассматривать сквозь призму трудовой мотивации. Особенностью данного исследования является опора на методики исследования, позволяющие исследовать данный аспект деятельности студента, в частности, методика В.И. Герчикова с некоторыми изменениями, неизбежными в силу наличия специфики учебного процесса. Целью исследования является определение факторов, влияющих на мотивацию учебной деятельности. В теоретической части исследования охарактеризованы основные подходы к мотивации учебной деятельности студентов, а также специфика отношений в процессе обучения в Вузе, не позволяющая напрямую использовать методики и наработки, появившихся в рамках теорий трудовой мотивации. В результате проведенного в 2019 г. исследования основного массива 1 и 4 курсов очной формы обучения ФГБОУ ВО Ижевской ГСХА методом анкетирования (n=781), были выявлены существенные отличия в мотивации студентов различных групп и факультетов, позволившие предположить о наличии проблем учебного процесса, которые нами ранее не фиксировались. Для определения причин существенного расхождения в мотивации отдельных групп, были проведены фокус-групповые исследования (n=92) в 6 учебных группах, где 2 с низкой усредненной мотивацией, 2 со средней усредненной мотивацией, 2 с высокой усредненной мотивацией. Были проанализированы причины неуспеваемости и непосещения занятий, особенности организации учебного процесса, специфика отношений в группах, влияние разделения на субкультуры на процесс обучения и отношения в группе, отдых студентов, их представления о желаемых изменениях в учебном процессе.

Литература

1. Иконникова А.П. Зуева С.О. Психологические различия во временной перспективе студентов с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов в 2 частях. 2018 г. С. 74-79.
2. Исьемина М.С., Слободин П.С. Основные модели и концепции мотивации трудовой деятельности в организации (зарубежные теории мотивации) // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции: в 2-х т. Под ред. Полянина А.В. 2019. С. 22-24.
3. Ладыжец Н.С., Санникова О.В. Фактор неопределенности в образовательной миграции современных абитуриентов // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов: в 2-х т. Под ред. Бакшутовой Е.В., Юсуповой О.В. Двойниковой Е.Ю. 2018. С. 39-46.
4. Ребров А.В. Факторы формирования мотивации работников российских организаций / Социологические исследования, №3, 2011, С. 38-49.
5. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях // пер. Л.В. Калинкиной, Г.М. Квашнина, В.М. Лакеева. М.: Экономика, 1995. 335 с.
6. Степанова Т.В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студента ВУЗа. Вестник КузГТУ № 6 -2 (44), 2004. С. 144-145.
7. Сирота Е.С. Учебная мотивация, как особый вид мотивации // Научная перспектива. №5, 2012. С. 51-53.
8. Theory Z: How American Business Can Meet the Japanese Challenge 1981, 312 с.
9. Хабирова Т.Г. Мотивация студентов к процессу обучения: ВПУИЗ (вдохновение, польза, успех, интерес, внимательность) как модель академической мотивации // Вестник Казанского технологического университета. Т. 15, № 17, 2012. С. 341-343.
10. Шелдрейк Д. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия // пер. Е.П, Белинская, О.А. Тихомандрицкая, М. Аспект-пресс, 2005. 254 с.
Поступила в редакцию 2020-05-06
Опубликована 2020-07-03
Раздел
Социология
Страницы
132-140