ФИТНЕС-ТРЕНЕР КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НОВОЙ ПРОФЕССИИ В РОССИИ

  • Адриан Михайлович Бекарев
    • Нижегородский государственный университет им. Лобачевского
  • Ольга Алексеевна Сулина
    • Нижегородский государственный университет им. Лобачевского
Ключевые слова: новая профессия, ценностные ориентации, фитнес-тренер, стиль жизни, молодежь, социологический портрет, компетенции, рынок фитнес-услуг, физическая культура, глубинное интервью

Аннотация

Целью исследования является раскрытие основных аспектов фитнес-индустрии в отечественных исследованиях, а также анализ популярности среди молодежи профессия фитнес-тренера. В комплексе основных мотивов посещения фитнес-клубов выделяются стремление поддерживать хорошую форму, снижение веса. Около 40 % мужчин отмечают, что поход в фитнес-клуб дарит им большую уверенность в себе, ощущение собственной знaчимости, а 38 % женщин выделяют возможность приобретения друзей и знакомых как одну из причин для посещения фитнес-зала. Поэтому, кроме функции поддержания тела в тонусе (оздоровительной), фитнес-клубы выполняют и связующую социальную функцию. Отечественные исследования в области фитнес-индустрии начали появляться сравнительно недавно - на рубеже последних веков. Это связано с тем, что первые фитнес-клубы в России стали появляться лишь в 90х годах. Крупнейшим таким клубом, впервые открывшемся в России в 1993 году, и который соответствовал мировым стандартам, стал фитнес-клуб World Class. Тогда было положено начало развития фитнес-индустрии в России и странах СНГ и началась популяризация профессии фитнес-тренера. Настоящее исследование посвящено изучению становления сферы фитнес-услуг в России, а также причин популярности профессии фитнес-тренера в современных условиях. Эмпирической базой послужила серия глубинных интервью с 18 фитнес-тренерами (из них 3 являются владельцами, некоторые совмещают тренерскую работу), которая проводилась в Нижнем Новгороде в период с сентября 2016 года по март 2017 года. Опрос проводился в наиболее популярных сетевых фитнес-клубах города: «World Class», «Спарта», «ДЖЕМ-спорт», «Элат», «ФизКульт», а также ФОЦ «Атлет» .

Литература

1. Абрамов Р.Н., Громов Д. Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи // Молодежные субкультуры Москвы. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2009. С. 85-115.
2. Бартенева Н.Е. Поведение потребителей на российском рынке фитнес-услуг: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.03. Н.Новгород, 2017. 18 с.
3. Морозова Е.В. Физическая культура студентов: автореф. дис. … канд.соц.наук: 22.00.06. Ижевск, 2011. 28 с.
4. Степанова К.В. Кабинетные исследования отечественного рынка фитнес-услуг // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века, 2012. № 1. С. 230-235.
5. Уколова И.В. Социологические аспекты фитнес движения в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2009. № 3. С. 251-270.
6. Информационное агентство INNOV.RU. URL: http://www.innov.ru/ (дата обращения: 10.04.2016).
7. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2696 от 17.10.2014 «Здоровый образ жизни и как его поддерживать» [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115025 (дата обращения: 23.04.2017).
8. Результаты опроса «ВЦИОМ-Спутник» от 18.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php ?id=236&uid=116200 (дата обращения: 20.05.2017.).
Поступила в редакцию 2020-05-12
Опубликована 2020-07-03
Раздел
Социология
Страницы
141-146