ПРАКТИКИ РОЛЕВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ ВЫХОДА ИЗ БИЗНЕСА

  • Илья Александрович Демешкин
    • Национальный исследовательский Томский государственный университет
Ключевые слова: предпринимательство, роль, ролевая трансформация, практики, выход из бизнеса

Аннотация

Первая группа российских предпринимателей появилась в конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетия. Сегодня представители данной группы находятся в возрастной категории 45 и более лет (Демографический портрет малого предпринимательства, 2017), и у них возникает вопрос «Что делать дальше?». В условиях отсутствия наработанной системы практик выхода из бизнеса предприниматели знают, как заниматься предпринимательством, но не знают, как из него правильно выйти. Практики ролевой трансформации в ситуации выхода из активной фазы предпринимательства - это важный элемент в карьере предпринимателя. В России, на сегодняшний день, отсутствует наработанная система выхода предпринимателя из бизнеса и передачи своего бизнеса как наследства (Целый век без права передачи, 2019). Предпринимателям не понятно, когда необходимо выйти из бизнеса и как это сделать. Из этого формируется проблема, рассматриваемая в данной статье: какие существуют стихийные практики ролевого перехода предпринимателей в ситуации выхода из бизнеса? Цель исследования заключается в том, чтобы выявить существующие практики ролевого перехода предпринимателей. Для достижения поставленной цели, были выполнены следующие задачи: 1. Рассмотреть классические и современные теоретические модели предпринимательства; 2. Определить специфику и паттерны предпринимательской деятельности; 3. Определить понятия, используемые для описания ситуации выхода из бизнеса; 4. Выявить цели и проблемы ролевого перехода предпринимателей в ситуации выхода из бизнеса; 5. Определить условия выхода предпринимателя из активной фазы.

Литература

1. Адизес И.К. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Паблишерз, 2013. 264 с
2. Бизнес и предпринимательство в Томске [Электронный ресурс] // Томский обзор. 2010, 28 мая. URL: http://obzor.westsib.ru/news/324220 (дата обращения 07.05.17).
3. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / П. Бурдье; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко; пер. Е.Д. Вознесенская, Ю.М. Ледовских, Г.А. Чередниченко, Н.А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. - 335 с.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. ипослесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
5. Горелов Н.А. Предприниматель - ключевая фигура в творческом наследии Й. Шумпетера (к 130-летию со дня рождения) // Российское предпринимательство. 2012. № 09 (207). С. 29-34.
6. Демографический портрет малого предпринимательства [Электронный ресурс], Электрон. дан. URL: http://www.malb.ru/demografiya.html (дата обращения: 18.03.2017).
7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон+, 1996. 432 с
8. Жизненный цикл организации [Электронный ресурс], Электрон. дан. URL: http://lektsii.org/11-1299.html/ (дата обращения: 20.02.2017).
9. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400 с.
10. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер. с нем. М.: Наука, 1999. 392 с.
11. Кашпур В.В. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Механизмы формирования социально-ролевой идентичности предпринимателей и типологическое картирование предпринимательства. 2015. 60 с.
12. Классификация и функции социальной роли человека [Электронный ресурс], Электрон. дан. URL: https://works.doklad.ru/view/wx6-gxJMWtg.html (дата обращения: 25.02.2017).
13. Клейн П.Г. Открытие возможностей, предпринимательская деятельность и экономическая организация // Стратегическое предпринимательство. Спецвыпуск: Возможности, организации и предпринимательство: теория и дискуссия. 2008. Вып. 2. № 3. С. 175-190.
14. Кравченко Е.И. Научные воззрения Дж. Г. Мида в курсе истории и теории социологии // Социс. 2010. №10. С. 131-140.
15. Кретов С.И. Предпринимательство: Сущность, директивы и перспективы. М.: Знание, 2002. 260 с.
16. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию: пер. с англ. / пер. И. Полонской. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2014.384 с.
17. Макклоски Д. Как покупать, продавать, производить, управлять, производить, совершать сделки, потреблять словами: предисловие // Как язык используется для ведения бизнеса: очерки экономической риторики / под ред. Э. Клифт. Льюистон: Эдвин Меллен Пресс, 2008. P. vi-хххi.
18. Маркс К. Капитал: в 3 т. // К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Изд-во политической литературы, 1984. 2642 с.
19. Мертон Р. Референтная группа и социальная структура / Р. Мертон. М.: Институт молодежи, 1991. 258 с.
20. Мид Дж. Г. Аз и Я // Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц / под общ. ред В. И. Добренькова. М.: Издание Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. С. 225-234.
21. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем, функциональная теория изменения; понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного ун-та бизнеса и управления, 1996. 560 с. С. 462-478.
22. Радаев В. В. Явление предпринимательства и группы предпринимателей // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект-Пресс, 1995. С. 175-179.
23. Сотто де У.Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательство. Челябинск: Социум, 2009. 202 c.
24. Фосс Н.Дж. Предпринимательство, субъективизм и ресурсный взгляд: на пути к новому синтезу / Н. Дж. Фосс, П. Г. Клейн, Ю. Ю. Кор, Дж. Т. Махони // Стратегическое предпринимательство. 2008. № 2. С. 73-94.
25. Харрис С.С. Фундаментальные концепции и социологическое предпринимательство. Лондон: Croom Helm, 1980.
26. Целый век без права передачи [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2019-02-12/rossiyskie_ predprinimateli_ploho_umeyut_peredavat_biznes_naslednikam_v_chem_problema (дата обращения: 17.01.2017).
27. Чепуренко А. Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. М.: Наука, 2004. 475 с.
28. Шереги Ф. Социология предпринимательства: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2002. 536 с.
29. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. С. 189.
30. Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40-53.
Поступила в редакцию 2020-02-22
Опубликована 2020-07-03
Раздел
Социология
Страницы
147-155