ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

  • Наталья Леонидовна Антонова
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
  • Ксения Борисовна Лозовская
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: международные стипендиальные программы, академическая мобильность, интернационализация образования, студенты, университеты, высшее образование

Аннотация

В статье на материалах социологического исследования рассмотрены международные стипендиальные программы как инструмент академической мобильности студентов. Академическая мобильность студентов является фактором и условием интернационализации высшей школы и развития современных университетов. На основе анкетного опроса студентов бакалавриата (n=250), интервью с магистрами (n=12), а также интервью со стипендиатами программы MOFCOM Scholarship (n=3), в статье утверждается, что студенческая молодежь готова включится в программы международной академической мобильности и конкурировать при получении международных стипендий для обучения, прежде всего в европейских странах, США и КНР. При этом интерес представляют стипендии, реализуемые как на государственном уровне, так и на уровне конкретных университетов. Факторами выбора стипендиальной программы является прежде всего размер стипендии, который должен покрывать наряду с обучением транспортные расходы, проживание, питание, культурную программу. Обучение в иностранном вузе позволяет усовершенствовать иностранный язык и служит фактором укрепления позиций будущего специалиста на рынке труда.

Литература

1. Скотт П. Глобализация и университет // Alma mater. 2000. № 4. С. 3-8.
2. Migration Data Portal [Электронный ресурс] URL: https://migrationdataportal.org/themes/international-students (дата обращения: 27.07.2020).
3. Поленова А.Ю. Английский язык обучения в университетском экономическом образовании: проблемы и перспективы развития // Вопросы регулирования экономики. 2016. № 3. С. 153-162.
4. Wojciuk A., Michałek M., Stormowska M. Education as a source and tool of soft power in international relations // European Political Science. 2015. № 14 (3). P. 298-317. DOI:10.1057/eps.2015.25
5. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 6. С. 200-205.
6. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО - Университета. 2012. № 4. С. 85-93.
7. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д., Попова Н.Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства. Образование и наука. 2020. № 22 (1). С. 31-58. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58
8. Валлерстайн И. Миросистемный анализ. Введение. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.
9. QS World University Rankings [Электронный ресурс] URL: www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (дата обращения: 20.07.2020).
Поступила в редакцию 2020-08-17
Опубликована 2020-09-30
Раздел
Социология
Страницы
253-258