ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

  • Татьяна Вячеславовна Смирнова
    • Российский государственный гуманитарный университет
Ключевые слова: социальные сети, эмоции, цифровое пространство, цифровизация, символы, эмодзи, стикеры, коммуникации

Аннотация

В статье рассматривается проблема выражения эмоций в социальных сетях как частный случай адаптации цифрового пространства к потребностям пользователей. Эмоции, представляя собой целостную (психическую и физиологическую) реакцию личности на явление или событие, являются неотъемлемой частью повседневной жизни, отражая отношение человека к объектам внешней и внутренней реальности в непосредственной форме переживаний. Цифровая среда, расширяя свое влияние, предполагает значительные изменения многих сторон коммуникативного поведения, в том числе проявления эмоций. Основной вопрос, который ставится в статье, - действительно ли в цифровом пространстве «естественное» поглощается «искусственным» через фундаментальную трансформацию традиционных форм коммуникаций? В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного методом анкетного опроса среди студенческой молодежи г. Москвы. Цель исследования - изучение возможностей, способов и целесообразности и особенностей выражения эмоций в социальных сетях. Предмет исследования - формы, характер, особенности проявлений эмоциональности в цифровом пространстве. Гипотеза исследования: несмотря на основные характеристики цифровых коммуникаций (скорость, краткость, оперативность информирования, доступность), свойственные для обычного человеческого общения эмоции также находят в них выражение и каналы передачи, при этом проявление эмоций при очевидно необходимом изменении формы и инструментария не теряет своей значимости при коммуникациях в социальных сетях. Результаты представленного в статье исследования показывают, что эмоциональная составляющая коммуникации не теряет своей актуальности и в цифровом пространстве. Потребность в выражении эмоций пользователями была оперативно зафиксирована создателями и разработчиками социальных сетей, которые предложили для реализации возникшей потребности целый ряд символических выражений эмоций. На примере анализа способов и возможностей выражения эмоций при коммуникациях в социальных сетях в статье делается вывод о приспособительных характеристиках цифровой среды под привычные и вместе с тем необходимые человеку атрибуты коммуникаций.

Литература

1. Кафтан В.В. Философия современного информационного общества // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Сер. Философские науки. 2017. № 2. С. 39-47.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ.; общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
3. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
4. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. 95 с.
5. Кутырёв В.А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2009. 496 с.
6. Эстрина Ю.Ю. Социальные сети как новая социокультурная реальность: векторы социологического исследования // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2, вып. 2. С. 148-154.
7. Amelia C. Couture Bue The looking glass selfie: Instagram use frequency predicts visual attention to high-anxiety body regions in young women // Computers in Human Behavior. 2020. No. 108.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 782 с.
9. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
10. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.
11. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М.: Изд-во Московского университета, 2007. 33 с.
12. Сергеева О.В. Проблема эмоций в социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2016. № 4. С. 3-11.
13. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.
14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 304 с.
15. Barbalet J.M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Approach. ambridge: Cambridge University Press, 1999. 210 с.
16. Collins R. Stratification, emotional energy, and the transient emotions // Research agendas in the sociology of emotions / ed. by T. D. Kemper. Albany, NY: State University of New York Press, 1990.
Поступила в редакцию 2020-08-24
Опубликована 2020-09-30
Раздел
Социология
Страницы
259-264