ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ БРИКС В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

  • Виктория Рауфовна Хафизова
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральной университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: БРИКС, глобализация, высшее образование, качество образования, журналистика, медиа, медиаглобализация, рейтинг

Аннотация

Сегодня средства массовой информации по всему миру конструируют современную медиареальность и играют ключевую роль в процессах медиаглобализации. В связи с этим одним из важных направлений международного сотрудничества является развитие медиа и создание общего информационного пространства. В частности, страны с развивающейся экономикой, входящие в состав БРИКС, возлагают на средства массовой информации миссию, заключающуюся в укреплении взаимопонимания между странами, развитии сотрудничества в политической, экономической, социальной сферах. Одним из ресурсов реализации данной цели, на наш взгляд, является высшее образование, определяющее качество подготовки будущих журналистов. Поэтому целью настоящей статьи является исследовательский анализ, предполагающий выделение общего и особенного в образовательных программах по журналистике в высокорейтинговых университетах БРИКС. Автором проведен краткий обзор особенностей и проблем высшего образования в странах-членах «пятерки». В практической части были проанализированы сайты пяти высокорейтинговых университетов, содержащие информацию об образовательных программах по журналистике. В качестве критериев анализа были взяты: миссия департамента/факультета/школы, задачи обучения, особенности программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, нацеленность на международное сотрудничество. В ходе анализа было выявлено следующее: высшее журналистское образование в выбранных университетах стремится развивать исследования в области медиакоммуникаций и готовить универсальных журналистов, способных приспособиться к новым социально-экономических и технологическим условиям. При этом в образовательных программах сохраняются национальные особенности и цели. Количество образовательных программ по журналистике увеличивается и становится разнообразным за счет расширения исследований в области медиакоммуникаций. Происходит активная интеграция журналистского образования в смежные области коммуникаций и медиа. При этом, несмотря на успешную адаптацию к глобализационным изменениям и готовность к международному сотрудничеству, журналистское образование в странах БРИКС сохраняет национальные особенности, предлагая альтернативные пути развития профессиональной журналистской деятельности.

Литература

1. Стратегия развития БРИКС и приоритеты для России: докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 194 с.
2. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003. 669 с.
3. Маркина Ю.В. Концентрация СМИ в условиях информационной глобализации // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. 2014. № 1. С. 98-104.
4. Декларация участников Форума ведущих СМИ государств - участников БРИКС «Пути создания общего информационного пространства БРИКС», 2015.
5. Пекинская декларация по итогам медиасаммита стран БРИКС [Электронный ресурс]. URL: http://russian.news.cn/2015-12/01/c_134874343.htm (дата обращения: 13.08.2020).
6. Михальченкова Н.А. Реформы высшего образования в странах БРИКС: вестернизация или поиск собственного пути? // Власть. 2017. № 7. C. 137-146.
7. Исакова Т.Б. Журналистское образование в условиях модернизации // Вестник ЧелГУ. 2015. № 5 (360). C. 383-388.
8. Более 100 студентов BRICS завершили четырехмесячную программу обучения в ДВФУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/more_than_100_students_from_the_brics_had_completed_a_four _month_training_program_at_the_university/ (дата обращения: 15.08.2020).
9. Altbach P.G., Basset R.M. Nix the BRICs - at Least for Higher Education Debate // International Higher Education. 2014. Vol. 77. P. 2-5.
10. Михальченкова Н.А. Высшее образование Бразилии в контексте эволюции политических режимов // Власть. 2016. № 9. С. 205-214.
11. Машкина О. Страны БРИКС: стратегии развития высшего образования // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. № 2. С. 40-48.
12. Бороздина Н.О. Современный российский университет на фоне мировых трендов: проблемы и поиски решений // Вестник РГГУ. Сер. Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-2 (10). С. 306-311.
13. Антонова Н.Л. Высшее образование в контексте множественной модерности // Теория и практика общественного развития. 2018. № 6. С. 11-13.
14. Лунев С.И. Развитие образования (базовое и высшее образование, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. 2013. № 2 (12). С. 70-81.
15. Шведова И.А. Интернационализация высшего образования в Китае // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 1 (21). С. 132-138.
16. Никонова Е.Н. Университеты стран с развивающейся экономикой. Путь к признанию // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 1 (57). С. 102-126.
17. Сайт Университета Сан-Паулу [Электронный ресурс]. URL: https://www5.usp.br/ (дата обращения: 16.07.2020).
18. Сайт Уральского Федерального университета [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/ (дата обращения: 16.07.2020).
19. Сайт Университета Савитирибай Фул Пуна [Электронный ресурс]. URL: http://www.unipune.ac.in/ (дата обращения: 16.07.2020).
20. Сайт Университета Ланьчжоу [Электронный ресурс]. URL: http://www.lzu.edu.cn/ (дата обращения: 16.07.2020).
21. Сайт Университета Витватерсранда [Электронный ресурс]. URL: https://www.wits.ac.za/ (дата обращения: 16.07.2020).
22. Матвиенко В.В. К вопросу о состоянии журналистики и журналистском образовании в Индии // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. 2017. № 4. С. 703-710.
Поступила в редакцию 2020-08-19
Опубликована 2020-09-30
Раздел
Социология
Страницы
274-280