УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

  • Михаил Александрович Рябов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Щенина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социально-трудовые установки работников, мотивация персонала, управление мотивацией, система трудового стимулирования

Аннотация

Раскрываются основные характеристики структуры мотивации работников торговой организации. Обозначены трудности поддержания высокой мотивации работников низового звена. Рассмотрено влияние условий труда, в частности такого фактора, как необходимость постоянного взаимодействия с клиентами в системе «человек-человек». В качестве теоретической основы представлены подходы, разработанные как в рамках социологической парадигмы, так и в рамках междисциплинарного подхода. Трудовая мотивация рассматривается как важнейший фактор деятельности человека в организации, обеспечивающий должный уровень его заинтересованности и прилагаемых усилий, гарант стабильности этих действий. Обосновывается актуальность расширения способов нематериального стимулирования, как второстепенных, но важных для регулирования деятельности сотрудников. Обозначена важность комплексного подхода к построению системы мотивации персонала. Представлены результаты эмпирического исследования социально-трудовых установок работников торговой организации. Сотрудники преимущественно ориентированы на высокую заработную плату и профессиональный, а также карьерный рост. В то же время важными являются условия трудовой деятельности, начиная с благоприятного психологического климата в коллективе и заканчивая материально-техническим обеспечением. Меры дополнительного стимулирования в рамках социального пакета, такие, например, как медицинское страхование, абонемент в спортзал, оказываются не слишком востребованы. Наблюдается относительно невысокий уровень лояльности к организации. В целом доминирует инструментальный тип трудовой установки. Развитие системы трудового стимулирования в организации предполагает ряд мер организационно-информационного, организационно-управленческого и нормативного характера.

Литература

1. Большакова И.А. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 12. С. 113-116.
2. Гурова И.М., Гурова О.В. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. № 18. C. 106-119.
3. Демина В.В. К вопросу об изменении характера труда // Теория и практика приоритетных научных исследований: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 209-211.
4. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации персонала как основа корпоративной культуры предприятия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 358-362.
5. Жуков Я.Д. Современные подходы к мотивации персонала // Социальные науки. 2017. № 4. С. 3-8.
6. Каграманова Т.И., Казначеева М.Г. Мотивация персонала как актуальная проблема современности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3. С. 200-202.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
8. Ульянова В.С., Лобанова Е.Э. Мотивация персонала в условиях формирования стратегии развития торгового предприятия // Молодежь Сибири - науке России: материалы международной научно-практической конференции - 2018. С. 273-275.
9. Чиркова Ю.Р. Методы и процедуры определения потребности в профессиональном обучении персонала организаций // Научная дискуссия: вопросы социологии, экономики труда и управления персоналом / под ред. В.К. Потемкина, О.А. Попазовой. СПб., 2016. С. 33-38.
10. Шакирьянова Э.И. Эффективные мотивационные механизмы // Научные исследования. 2018. № 7. С. 26-28.
Поступила в редакцию 2020-08-26
Опубликована 2020-09-30
Раздел
Социология
Страницы
281-287