РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

  • Татьяна Анатольевна Власова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Полина Михайловна Чикурова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: религиозная идентичность, религия, медиатизация религии, религиозные организации, религиозные деятели

Аннотация

В статье раскрывается роль СМИ в процессе формирования религиозной идентичности современной студенческой молодежи. Феномен религиозного самоопределения приобретает особую актуальность как процесс религиозных изменений, который подвергается влиянию факторов, численность которых не может не изменяться в современном мире. Теоретически значимыми для данной статьи определены труды Питера Бергера, развивающего конструкционистское направление в социологии и рассматривающего роль и место религии в современном секуляризованном обществе. В работе также была использована теория медиатизации, разработанная С. Хьявардом и М. Левхайм. Эмпирическая база основывается на результатах качественного и количественного исследования. На материалах интервью со студентами УдГУ удалось определить особенности практической студенческой религиозности, а также отношение студентов к СМИ. На основе анкетирования студентов УдГУ проанализирована зависимость отношения к религии и религиозным деятелям в зависимости от того, с какими новостями встречается студент. Кроме того, определены основные показатели религиозности, а также источники получения новостей о религии. Религиозная идентичность формируется в первую очередь в семье. В основном студенты проходят процесс обращения в религию в раннем детстве. Процесс религиозного обращения проявляется по-разному: крещение, посещение религиозных воскресных школ, разговоры о религии, а также пример членов семьи. В студенческие годы студенты подвергают сомнению свою религиозность. Являясь активными пользователями электронной техники, студенты встречают в СМИ (преимущественно по телевидению и в Интернете) новости о религии. Однако, если им необходимо получить информацию, связанную с религией, студенты склонны в первую очередь обращаться к религиозным служителям, с которыми они знакомы, религиозным родственникам, друзьям, которые кажутся им авторитетом в вопросе, и к информации в Интернете. Тем не менее окончательное решение студент принимает самостоятельно.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Бергер П. Церковь как предприниматель // Независимая газета. 2003. URL: http://www.ng.ru/ng_religii/2003-08-06/7_strategy.html (дата обращения: 10.01.2020).
3. Бергер П. Священная завеса. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.
4. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
5. Гришаева Е.И. Религия в медиатизированных публичных пространствах Скандинавских стран: между секулярной нейтральностью и национализмом // Социологическое обозрение. 2019. № 4 (18). С. 299-319.
6. Дюркгейм Э. Определение моральных фактов // Теоретическая социология. Антропология. Ч. 1 / под ред. С.П. Баньковской. М., 2002. С. 25-69.
7. Campbell H. The practice of Digital Religion // Handbuch Soziale Praktiken und Digitale Alltagswelten. 2016. Р. 1-9.
8. Hjarvard S. The mediatization of society: a theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom review. 2008. No. 29 (2). Р. 105-134.
9. Hjarvard S. Three forms of mediatized religion: changing the public face of religion // Mediatization and religion: Nordic Perspectives. Göteborg, 2012. Р. 21-44.
Поступила в редакцию 2020-09-24
Опубликована 2020-12-28
Раздел
Социология
Страницы
400-411