ДИСПОЗИЦИЯ РОССИЙСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В МИРОВОЙ СЕТИ ЦИТИРОВАНИЙ ПО ТЕМАТИКЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

  • Юлия Дмитриевна Демченко
    • НИ Томский государственный университет
  • Екатерина Дмитриевна Лазурина
    • НИ Томский государственный университет
  • Виталий Викторович Кашпур
    • НИ Томский государственный университет
  • Александр Валерьевич Губанов
    • НИ Томский государственный университет
Ключевые слова: интернет-активность, образовательные достижения, библиометрический сетевой анализ, сеть цитирований

Аннотация

За последние 20 лет образовательная среда потерпела ряд изменений, одним из факторов этих изменений является внедрение интернет-возможностей в образовательный процесс. В связи с экспансией интернета, в частности, и в сферу образования в мире наблюдается всплеск исследовательского интереса к теме влияния интернета на образовательные достижения. Работа посвящена проблеме положения российских публикаций в мировой сети цитирований по тематике взаимосвязи интернет-активности и образовательных достижений обучающихся. В ходе исследования был предложен редко используемый способ обзора источников по заданной тематике, основанный на совмещении двух подходов литературного обзора - экспертного и библиометрического сетевого анализа. Результаты исследования демонстрируют мировую сеть цитирований самых популярных публикаций по тематике интернет-активности и образовательных достижений, а также отражают положение публикаций российских авторов относительно всей сети. Было выявлено, что: 1) преобладающая литература по изучаемой тематике - иностранная, зарубежными источниками представлены основные теоретико-методологические основания и прикладные исследования; 2) российские ученые только начинают осваивать анализ данных социальных сетей и изучать влияние интернета на образовательные достижения, что объясняет незначительное количество публикаций.

Литература

1. Boyd D.M., Ellison N.B. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. Vol. 13.
2. Calvo-Armengol A., Patacchini E., Zenou Y. Peer Effects and Social Networks in Education // Review of Economic Studies. 2009. Vol. 76.
3. Carrell S., Fullerton R., West J. Does Your Cohort Matter? Measuring Peer Effects in College Achievement // Journal of Labor Economics. 2009. Vol. 27.
4. Doleck T., Lajoie S. Social networking and academic performance: A review., 2018.
5. Fornell C., Larcker D.F. Evaluating Structural Equation Models with Unobservable Variables and Measurement Error, 1981.
6. Frank O., Strauss D. Markov Graphs // Journal of the American Statistical Association. 1986. Vol. 81.
7. Goodreau S.M., Kitts J. A., Morris M. Birds of a Feather, or Friend of a Friend? Using Exponential Random Graph Models to Investigate Adolescent Social Networks // Demography. 2009. Vol. 46.
8. Gosling S.D., Augustine A.A., Vazire S., Holtzman N., Gaddis S. Manifestations of personality in Online Social Networks: Self-reported Facebook-related behaviors and observable profile information, 2011.
9. Hargittai E., Hsieh Y. Predictors and Consequences of Differentiated Practices on Social Network Sites // African Journal of Business Management. 2010. Vol. 5.
10. Hargittai E., Pasek J. Facebook and academic performance: Reconciling a media sensation with data, 2009.
11. Hunter D. R. Curved Exponential Family Models for Social Networks // Social Networks. 2007. Vol. 29.
12. Jacobsen W., Forste R.The wired generation: Academic and social outcomes of electronic media use among university students, 2011.
13. Junco R., Cotten S. No a 4 U: The relationship between multitasking and academic performance // Computers & Education. 2012. Vol. 59.
14. Kalpidou M., Costin D., Morris J. The relationship between Facebook and the well-being of undergraduate college students. 2011.
15. Kirschner P.A., Karpinski A.C. Facebook and academic performance. 2010.
16. Lyle D. Estimating and Interpreting Peer and Role Model Effects from Randomly Assigned Social Groups at West Point // Review of Economics and Statistics. 2007. Vol. 89.
17. Lyle D. The Effects of Peer Group Heterogeneity on the Production of Human Capital at West Point. // American Economic Journal: Applied Economics. 2009. Vol. 1
18. Mayer A., Puller S.L. The Old Boy (and Girl) Network: Social Network Formation on University Campuses // Journal of Public Economics. 2008. Vol. 92.
19. McCallum A. Mallet: a machine learning for language toolkit [Computer software]. 2002.
20. McPherson M., Smith-Lovin L., Cook J. M. Birds of a Feather: Homophily in Social Networks // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27.
21. Moody J. Race, School Integration, and Friendship Segregation in America // American Journal of Sociology. 2001. Vol. 107.
22. Newcomb T.M. The Acquaintance Process., 1961.
23. Rapoport A. A Contribution to the Theory of Random and Biased Nets // Bulletin of Mathematical Biophysics. 1957. Vol. 19.
24. Robins G., Pattison P. Random Graph Models for Temporal Processes in Social Networks // Journal of Mathematical Sociology. 2001. Vol. 25.
25. Robins G., Pattison P., Kalish Y., Lusher D. An Introduction to Exponential Random Graph (p*) Models for Social Networks // Social Networks. 2007. Vol. 29 (2).
26. Ryan T., Xenos S. Who uses Facebook? An investigation into the relationship between the Big Five, shyness, narcissism, loneliness, and Facebook usage // Computers in Human Behavior. 2011. Vol. 27.
27. Sacerdote B. Peer Effects with Random Assignment: Results for Dartmouth Roommates // Quarterly Journal of Economics. 2001. Vol. 116.
28. Wasserman S., Faust K. Social Network Analysis: Methods and Applications. 1994.
29. Wasserman S., Pattison P. Logit Models and Logistic Regression for Social Networks: I. An Introduction to Markov Graphs and p* // Psychometrika. 1996. Vol. 61.
30. Zimmerman D. Peer Effects in Academic Outcomes: Evidence from a Natural Experiment // Review of Economics and Statistics. 2003. Vol. 85.
31. Ихсанов Р., Шахова И. Применение методов машинного обучения для выявления взаимосвязи академической успеваемости и данных профиля социальной сети // Russian Digital Libraries Journal, 2019.
32. Можаева Г.В., Слободская А.В., Фещенко А.В. Информационный потенциал социальных сетей для выявления образовательных потребностей школьников // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3.
33. Моисеев С.П., Мальцева Д.В. Отбор источников для систематического обзора литературы: сравнение экспертного и алгоритмического подходов // Социология: 4М. 2018. № 47.
34. Степаненко А.А., Фещенко А.В. «Цифровой след» студента: поиск, анализ, интерпретация // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4.
35. Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «Вконтакте» // Психология. Психофизиология. 2013. Т. 6, № 4. С. 73-83.

Поступила в редакцию 2020-11-06
Опубликована 2021-03-25
Раздел
Социология
Страницы
7-16