ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

  • Мария Александровна Полищук
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: читательские интересы, ценности, школьники, подростки

Аннотация

В данной статье совершена попытка выявления интересов и ценностей современных подростков, живущих в крупном периферийном городе и посещающих мероприятия, которые регулярно проводятся в муниципальных библиотеках. В качестве основных возможных видов работы современной библиотеки и средней школы можно назвать не только рекомендацию учебной и внеучебной литературы, проведение мероприятий, олимпиад и конкурсов, но и воспитание библиотечной культуры школьников. Библиотека вынуждена внедряться в школу, чтобы быть в курсе дел школьного образования. Для этого приходится организовывать совместную работу собственно с представителями конкретных школ (их директорами, завучами, заинтересованными учителями и родителями), а также с вышестоящими организациями городского и регионального уровня. Предполагалось выяснить, что составляет основу отношения школьников-подростков к чтению как к процессу и как к ценности. Основой для статьи послужило одноименное исследование, проведенное силами библиотек города Ижевска в 2019 году. Исследование показало достаточно высокую степень заинтересованности современных школьников в услугах, которые могут быть предоставлены в муниципальных библиотеках. Была выявлена основная тематика информации, необходимой респондентам. Также удалось определить предпочитаемые жанры книг. Респонденты назвали любимых авторов и выразили отношение к чтению и читающим людям. Благодаря полученным результатам библиотекарям удается повысить культуру библиотечного обслуживания посетителей библиотек разных социально-демографических групп и более тщательно планировать свою профессиональную деятельность.

Литература

1. Бауман 3. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб., 2008. 228 с.
2. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. 2008. № 4. С. 58-68.
3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 173-179.
4. Борусяк Л. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2011/03/17/1268219851/Pages%20from%20vom3-6.pdf (дата обращения: 21.03.2020).
5. Воронцов А.В. Чтение как социальная проблема. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/vorontsov_chtenie2009.pdf (дата обращения: 21.03.2020).
6. Голубева Е.И. Что предпочитают читать наши дети // Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. URL: https://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdf (дата обращения: 21.03.2020).
7. «Итоги социологического исследования «Роль чтения и литературы в социализации школьников». URL: http://aurilm.blogspot.com/2015/05/blog-post_8.html (дата обращения: 21.03.2020).
8. Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность // Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. URL: https://soc.rgdb.ru/images/documents/3_fio_cycle_of_ar.pdf (дата обращения: 21.03.2020).
Поступила в редакцию 2020-12-05
Опубликована 2021-03-25
Раздел
Социология
Страницы
25-31