ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КРУПНОГО БИЗНЕСА И НАЦИЗМА В ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В ИСТОРИОГРАФИИ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

  • Инна Фёдоровна Сергеенкова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: крупный бизнес, Гитлер, нацизм, нацистская идеология, историография, Веймарская республика, американские историки, английские историки

Аннотация

В статье анализируется освещение американскими и английскими историками одной из ключевых проблем истории нацизма - отношения НСДАП с крупным бизнесом в годы Веймарской республики. Крах первой демократической республики в Германии и приход нацистов к власти стали большой трагедией для мировой истории. Какие силы погубили Веймарскую республику, и кто несет за это ответственность, всегда вызывал интерес у исследователей. Число научных публикаций по этой теме очень велико, поэтому основное внимание уделено работам наиболее известных американских и английских специалистов. В статье прослеживается эволюция взглядов историков на роль монополистической буржуазии в приходе нацистов к власти, начиная с 1930-х гг. вплоть до сегодняшнего дня, обусловленная сменой исследовательских парадигм и поколений историков. Большая часть американских и английских историков, отвергают определение фашизма, данное на ХIII Пленуме ИККИ о фашизме как открытой террористической диктатуре наиболее реакционных, наиболее шовинистич6еских и наиболее империалистических элементов финансового капитала. Однако в большей части работ ответственность бизнес-элиты за крах Веймарской республики в той или иной степени признается. В статье делаются выводы о перспективах и направлениях дальнейшего изучения данной проблематики.

Литература

1. Богдашкин A.A. Американский историк С.У. Гальперин о роли большого бизнеса в истории Веймарской республики // Берегиня. 777. Сова. Воронеж, 2010. № 4 (6). С. 99-110.
2. Богдашкин A.A. Дискуссия о судебных процессах над промыпшенниками Третьего рейха в публицистике и историографии США второй половины 1940 гг. - 1975 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 12 (26). Ч. 3. С. 27-35.
3. Богдашкин A.A. Политика магнатов германской тяжелой промышленности в период Веймарской республики в оценке Дж. Хальгартена // Евразийский форум. М., 2009. № 1. С. 65-73.
4. Богдашкин A.A. Р. Сэсюли и Д. Мартин о деятельности германских монополий в 1918-1933 гг. // Берегиня. 777. Сова. Воронеж, 2009. № 1. С. 74-85.
5. Борозняк А.И. Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 351 с.
6. Буллок А. Гитлер и Сталин: жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание. В 2 т. Т. 1. Смоленск: Русич, 1994. 528 с.
7. Кершоу Я. Гитлер. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 320 с.
8. Мартин Дж. Братство бизнеса. М.: Издательство иностранной литературы, 1951. 358 с.
9. Мерцалова Л.А. Германский фашизм в новейшей историографии ФРГ. Воронеж, 1990. 207 с.
10. Синевский И.Ю. Первые американские оценки нацистского режима в Германии // Вестник ТГУ. 2011. Вып. 3 (95). С. 176-181.
11. ХIII пленум ИККИ: Стенографический отчет. М.: Партиздат, 1934. 600 с.
12. Ширер У. Взлет и падение Третьего рейха. В 2-х томах. М.: Воениздат, 1991. Т. I. 653 с. Т. II. 527 с.
13. Уилер Дж. Американская политика в Германии. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 310 с.
14. Abraham D. The Collapse of the Weimar Republic: Political Economy and Crisis. Princeton University Press, 1981. 550 p.
15. Benns L.F. Europe since 1914. New York: George Bell, 1954. 933 p.
16. Brady R. The spirit and structure of German fascism. L.: Lyle Stuart 1937, 420 p.
17. Bullock A. Hitler and Stalin: Parallel Lives.London, Book Club Associates, 1991. 1158 p.
18. Bullock A. Hitler: A Study in Tyranny. London, Odhams Press Limited. 1952. 776 p.
19. Сassis Y. Big Business. The Europian Experience in the Twentieth Century. New York: Oxford University Press, 1997. 277 p.
20. Crane D.A. Fascism and monopoly. Fascism and Monopoly // 118 MICH. L. REV. 1315 (2020). P. 1316-1370.
21. Ferguson T., Voth H.-J. Betting on Hitler - the value of political connections in Nazi Germany // The Quarterly Journal of Economics. 2008. Vol.123, No. 1. P. 101-137.
22. Fromm E. Escape from freedom. Holt, Rinehart and Winston: New York, 1941. 305 p.
23. Geary D. Hitler and Nazism. London, New York. Routledge, 2000. 112 p.
24. Gregor N. The Normalisation of Barbarism: Daimler-Benz in the «Third Reich» // The Journal of Holocaust Education. 1997. Vol. 6, No. 3. P. 1-20.
25. Grunberger R. The Twelve-Year Reich: A Social History of Nazi Germany, 1933-1945. London, Holt, Rinehart and Winston, 1971. 560 p.
26. Hallgarten G. Adolf Hitler and German Heavy industry, 1931-1933 // Journal of economic history. 1952. Vol. 12, iss. 3. S 222-246.
27. Hallgarten G. Hitler, Reichswehr und Industrie: Zur Geschichte der Jahre 1918-1933. Frankfurt am Main: Europaische Verlagsanstalt, 1955. 139 S.
28. Horkheimer M. Die Juden und Europa //Zeitschrift fur Sozialforschung. 1939. Vol. 8, iss. 1/2. P. 115-137.
29. Kershaw I. Hitler: 1889-1936. London, Allen Lane: The Penguin Press, 1998. 880 p.
30. Kobrak C., Hansen P.H. European Business, Dictatorship, and Political Risk, 1920-1945. New York: Berghahn Books, 2004. 261 р.
31. Laski H. Revolution by Consent // Nation. 1943. Vol. 167 (September). P. 349.
32. Lochner L.P. Tycoons and Tyrant: German Industry from Hitler to Adenauer. Chicago: Henry Regnery Company, 1954. 304 p.
33. Manchester W. Discusses The Arms of Krupp with Columnist Robert Cromie. Tucson: Motivational Programming Corporation, 1969. patricktreardon.com
34. Manchester W. The Arms of Krupp. 1587-1968. Boston Little, Brown & Company, 1968. 976 p.
35. Mason T. The Primacy of Politics. Politics and Economics in National Socialist Germany // Nazism, Fascism and the Working Class / ed. by J. Caplan. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. 361 p.
36. Milward A.S. War, economy and society. 1939-1945. London: Lane, 1977. 395 с.
37. Morgan Ph. Fascism in Europe, 1919-1945. London, New York, Routledge, 2003. 216 p.
38. Nationalsozialistische Ausenpolitik / Michalka, Wolfgang. Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1978. 579 S.
39. Nazism: an assault of civilization / Paassen Pierre Van, Wagner R., Wise J.W. NY: Harrison Smith and Robert Haas,1937. 313 p.
40. Neumann F. Behemoth. The structure and practice of National Socialism 1933-1944, New York and Evanston. 1944. 592 p.
41. Niebuhr R. Moral man and immoral society. NY:, Charles Scribner's Sons, 1932. 277 p.
42. Orwell G. Shopkeepers at War First published: The Lion and the Unicorn: Socialism and the English Genius. London: February 19, 1941.
43. Paxton R.O. The Anatomy of Fascism. New York: Alfred A. Knopf, 2004. 321 p.
44. Pool J., Pool S., Who Financed Hitler: The Secret Funding of Hitler’s Rise to Power, 1919-1933. New York: The Dial Press, 1978. 535 p.
45. Ries J.M. German big business and the rise of Hitler by Henry Ashby Turner // The Journal of Historical Review. 1985. Vol. 8, no. 3. P. 369-372.
46. Roosevelt Franklin D. Message from the President of the United States transmitting recommendations relative to the strengthening and tnforcement of antitrust laws. DOC. NO. 75-173, at 1 (1938).
47. Rosenberg A. Fascism as a Mass-Movement (1934) // Historical Materialism. 2012. Vol. 20.1. P. 144-189.
48. Rosenfeld G. The reception of William L. Shirer’s The rise and fall of the Third Reich in the United States and West Germany, 1960-62 // Journal of contemporary History. 1994. Vol. 29, no. 1 (January). P. 115-128.
49. Schuman F. Germany since 1918. New York: Henry Holt and Company. 1937. 128 p.
50. Schweitzer A. Big Business and the Nazi Party in Germany // The Journal of Business of the University of Chicago. 1946. Vol. 19, no. 1. P. 1-24.
51. Schweitzer A. Big Business in the Third Reich. Bloomington: Indiana University Press, 1964. 739 p.
52. Secret Reports on Nazi Germany: The Frankfurt School Contribution to the War Effort / ed. by Raffaele Laudani, Princeton: Princeton University Press, 2013. 679 p.
53. Shirer W.L. The Rise and Fall of the Third Reich: A History of Nazi Germany. New York: Simon and Schuster, 1960. 1245 p.
54. Snyder L. Hitler and Nazism. New York, Franklin Watts, Inc., 1961, 151 p.
55. Strasser O., Stern M. Flight from Terror. New York: R.M. McBride & company, 1943. 361 p.
56. Turner H.A. Hitler's Thirty Days to Power: January 1933. Addison-Wesley, 1996. 255 p.
57. Turner H.A. Emil Kirdorf and the Nazi Party // Central European History. 1968. Vol. 1, no. 4. Dec. P. 324-344.
58. Turner H.A. German Big Business and the Rise of Hitler. New York: Oxford University Press, 1985, 525 p.
59. Turner H.A. Hitler's Secret Pamphlet for Industrialists, 1927 // The Journal of Modern History. 1968. Vol. 40, no. 3 (Sep.). P. 348-374.
60. Turner H.A. The Political Science Quarterly (Winter 1982/1983). P. 739-741.
61. The American Historical Review. 1983. Vol. 88, iss. 4 (October). P. 1143, 1145-1149.
62. Wiesen S. Jonathan. West German Industry and the Challenge of the Nazi Past, 1945-1955. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2001. 329 p.
63. Wood N. Communism and British Intellectuals. NY: Published by Gollancz, 1959. 256 p.
Поступила в редакцию 2020-10-03
Опубликована 2021-03-25
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
100-119