ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИИ

  • Елена Владимировна Ефанова
    • ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (ВолГУ)
Ключевые слова: избирательная кампания, избирательный процесс, избирательная система, выборы, регион, электорат

Аннотация

В статье представлен структурно-функциональный анализ избирательных кампаний в России. Очевидно, что в рамках предвыборного периода разворачиваются избирательные кампании кандидатов, которые посредством взаимодействия с гражданами заручаются их поддержкой и симпатиями, что способствует достижению ими главной цели - победы на выборах и, следовательно, захвата и удержания власти. Избирательная кампания, являясь структурным элементом избирательного процесса, представляет собой комплекс мероприятий, проводимых различными субъектами данного процесса с целью победы на выборах за счет привлечения голосов электората. В целом избирательная компания, с одной стороны, представляет собой совокупность мероприятий по организации выборов, регламентирующихся законом и осуществляемых избирательными комиссиями, а с другой - совокупность действий политических акторов, задействованных в выборном процессе. Установлено, что избирательные кампании имеют типичную структуру, организационные черты, политико-административные и социально-культурные особенности на федеральном и региональном уровне избирательного процесса. К числу региональных организационных и функциональных черт отечественных избирательных кампаний относятся: высокая степень интенсивности предвыборного процесса, зависимость успешности региональных избирательных кампаний от электоральной активности граждан, ориентация кандидатов на нужды жителей региона, оперативное реагирование на критику со стороны электорального сообщества. Изучение особенностей реализации региональных избирательных кампаний важно для российской действительности, особенно в условиях продолжающегося становления и интенсивного развития демократического политического процесса в РФ на современном этапе.

Литература

1. Вахромеева А.В., Иванов И.С. Информационно-агитационное и организационно-массовое направление избирательных кампаний в России // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. Политические институты, процессы и технологии. 2014. № 3. С. 62-71.
2. Taagepera R., Shugart M.S. Seats and Votes: The Effects and Determinants of Electoral Systems. New Haven, 1989. 343 p.
3. Зотова З.М. Избирательная кампания политических партий в схемах. Вып. 1. М.: РЦОИТ, 2007. 224 с.
4. Нечаев В.Д. Технологии политического успеха. М.: Национальный институт «Высшая школа управления», 2007. 358 с.
5. Полуэктов В.В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях. М.: Русская панорама, 2002. 273 с.
6. Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. 4-е изд. М.: SPSL-«Русская панорама», 2003. 480 с.
7. Аликина Е.А. Применение категорий «избирательный процесс» и «избирательная кампания» в политическом анализе: методические основы // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 6. С. 147-151.
8. Баранов А.В. Электоральные процессы в России на федеральном и региональном уровнях: эффекты избирательной системы // Политическая наука. 2010. № 4. С. 240-241.
9. Рыбчак П.Н. Электоральная политика России в начале XXI века как управляемая легитимация власти // Управленческое консультирование. 2016. № 3. С. 192.
10. Чешенова Т.В. Электоральные процессы на федеральных парламентских выборах в 2003-2007 гг. (сравнительный анализ) // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 196-198.
11. Соломин Ю.В. Использование рекламных и PR-технологий при проведении избирательных кампаний на региональном уровне // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 2. С. 143-147.
12. Колпаков И.И. Партия власти и региональные выборы: тенденция эволюции электоральных стратегий на примере Волгоградской области // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 3. С. 13-15.
13. Тихонова Л.Е. Особенности электоральной активности граждан на региональных выборах в Российской Федерации // Вопросы политологии. 2016. № 2 (22). С. 91-97.
14. Шапкина Е.В. Опыт избирательного процесса и избирательной кампании в регионе // Вестник Кемеровского государственного университета. Политические науки и социология. 2015. № 4. С. 141-146.
15. Казун А.Д. Конструирование социальных проблем в СМИ и теория формирования повестки дня: пределы совместимости концепций // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 159-172.
16. Никоненко С.А. Особенности агитационной борьбы политических партий на выборах в Государственную Думу V созыва: тамбовский случай // Коммерсант-Власть. 2007. № 41. С. 34-38.
Поступила в редакцию 2021-03-26
Опубликована 2021-06-18
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
179-185