ОБРАЗЫ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ г. САРАНСКА)

  • Ольга Анатольевна Богатова
    • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Евгения Ивановна Долгаева
    • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Ключевые слова: город, городские исследования, городская идентичность, столичная идентичность, политика идентичности, республики в составе Российской Федерации, Мордовия, Саранск

Аннотация

В статье на основе данных качественного и количественного исследований, предпринятых авторами в столице Республики Мордовия - г. Саранске, выявляются и анализируются символические компоненты социальной идентичности населения административного центра республики в составе Российской Федерации - образы столичного города на примере Саранска. Выделяются такие уровни столичной идентичности, как уровень репрезентаций (представлений о территориальности города как «пространства принадлежности» и его визуальных образов) и уровень социальных практик, включающий совокупность представлений, оценок и установок на использование (индивидуальное и совместное с другими горожанами) городского социального пространства в тех сферах деятельности и на тех территориях, которые являются местожительством индивидов и групп городского населения (например, в отдельных городских районах). Репрезентативные компоненты идентичности горожан включают целостные визуальные образы города, художественные и архитектурные достопримечательности, выполняющие функции мест памяти и связанные с ними перформативные ритуалы, традиционные народные топонимы в ментальных картах горожан. Уровень репрезентаций, как более поверхностный, в наибольшей степени представляется продуктом городской и региональной символической политики идентичности, в то время как формирование столичной идентичности на уровне социальных практик зависит от результатов городского развития и степени участия в нём индивидов и групп населения, являющихся субъектами городской идентичности. Социальное конструирование и трансформация «практического» уровня столичной идентичности опосредованы удовлетворенностью населения столицы состоянием городской среды в качестве средства удовлетворения разнообразных потребностей, а также личным опытом горожан, в частности, опытом пребывания в более крупных городах, выступающим в качестве критерия сравнения. Такой опыт создает ограничения влиянию республиканской символической политики, давая основания для оценки статуса Саранска как периферийного города, и становится основой критической оценки деятельности властей в области развития столичного города и самой концепции столичной идентичности.

Литература

1. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников, под ред. Л.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
2. Тёрборн Й. Города власти. Город, нация, народ, глобальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.
3. Воль Р.Р., Страусс А.Л. Символическая репрезентация и городская среда // Личность. Культура. Общество. 2015. Т. XVII, вып. 3-4 (№ 87-88). С. 35-46.
4. Ротбард Ш. Белый город, Черный город. Архитектура и война в Тель-Авиве и Яффе / Шарон Ротбард. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 256 с.
5. Зукин Ш. Обнаженный город. Смерть и жизнь аутентичных городских пространств / Пер. с англ. А. Лазарева и Н. Эдельмана; под науч. ред. В. Данилова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. 360 с.
6. Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Институт экономики города, 2011. 160 с.
7. Федотова Н.Г. Формирование городской идентичности: факторный и институциональный аспекты // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX, № 3. С. 32-49.
8. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л., Пименова О.И. Привлекательность города как фактор территориальной мобильности в оценках студентов (на примере города Екатеринбурга) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 1. С. 97-123.
9. Радина Н.К. Город в пространстве и времени: проблемы территориальной идентичности в контексте социально-экономических изменений. Нижний Новгород: ДЕКОМ. 2015. 344 с.
10. Антонова Н.Л., Пименова О.И., Абрамова С.Б. Образ «города для жизни» в представлениях студентов Екатеринбурга // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2018. Т. 4, № 2. С. 23-37.
11. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна (Studia Urbanica). М.: Новое литературное обозрение, 2017. 136 с.
Поступила в редакцию 2021-09-01
Опубликована 2021-12-13
Раздел
Социология
Страницы
427-437