ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

  • Наталья Игоревна Обухова
    • ФГБОУ ВО Российский биотехнологический университет «Росбиотех»
Ключевые слова: ценностно-мотивационные ориентации, образование, условия неопределенности, учительское сообщество, Удмуртская Республика

Аннотация

Представленная статья является промежуточным результатом проведенного в 2022 г. исследования в Удмуртской Республике, которое было направлено на изучение условий, влияющих на ценностно-мотивационные ориентации работников общеобразовательных организаций в условиях неопределенности. Актуальность. Современные условия, характеризующиеся сложной неопределенностью политической и социально-экономической ситуации, делают очевидной необходимость разработки проблематики управления и возможности влияния на ценностно-мотивационные ориентиры граждан, включая и субъектов образовательного процесса. Непростые ситуации и сложные обстоятельства влияют на выбор жизненных установок, которые могут трансформироваться под воздействием изменений. В этой связи попытка определения узких мест образовательной отрасли региона для принятия управленческих решений представляется актуальной. Цель. Обоснование влияния социально-экономических и политических условий на трансформацию ценностно-мотивационных ориентаций работников образовательных организаций системы общего образования Удмуртской Республики в условиях неопределенности. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных исследователей в области изучения ценностных, смысловых ориентаций человека. Проведен количественный двухфазный опрос работников образовательных организаций. Объем выборочной совокупности в первой фазе исследования составил 5220 человек, во второй – 1332 человека. Результаты исследований показали, что ценностно-мотивационные ориентиры учительского сообщества Удмуртской Республики являются регулятором группового и индивидуального поведения, а также представляют собой жизненные принципы, определяющие цели, установки, качество и реализацию жизненных планов. Внимание государственного и регионального менеджмента к личностным ценностно-мотивационным ориентирам работников образовательных организаций важно и целесообразно для совершенствования организационной политики. Программы постоянного мониторинга управленческих решений по управлению отраслью, которые должны быть приняты на основе результатов социологических исследований, будут способствовать решению многих существующих проблем образовательных практик и снижению управленческих отраслевых рисков в регионе.

Литература


  1. Обухова Н.И. VUCA-мир и образовательная среда // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». № 3. С. 11–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuca-mir-i-obrazovatelnaya-sreda?ysclid=lelebsifsk963002734.

  2. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Т.А. Мерцалова, С.Г. Косарецкий, К.М. Анчиков и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 96 с. URL: https://www.hse.ru/data/2022/10/05/1742825809/YD_school_2022.pdf.

  3. Министр просвещения назвал средний возраст учителей в школах // Российская газета 23.03.2021. URL: https://rg.ru/2021/03/23/ministr-prosveshcheniia-nazval-srednij-vozrast-uchitelej- v-shkolah.html (дата обращения: 19.07.2021).

  4. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022. Стат. сб. // Росстат. M., 2022. 151c. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_silapdf

  5. Духанина Л. Мужчин-педагогов становится больше! // Учительская газета. 2022, 15 марта. № 11. URL: https://ug.ru/muzhchin-pedagogov-stanovitsya-bolshe/ (дата обращения: 19.07.2021).

Поступила в редакцию 2022-11-17
Опубликована 2023-03-23
Раздел
Социология
Страницы
18-26