СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО КОГНИТАРИАТА ПОКОЛЕНИЯ Z

  • Михаил Григорьевич Бреслер
    • Уфимский государственный нефтяной технический университет
Ключевые слова: поколение Z, центиниалы, когнитариат, цифровое общество, социальные группы, классы

Аннотация

Исследование посвящено первому поколению, формирование которого происходит на этапе становления информационного/цифрового общества – поколению Z (синоним центиниалы, хоумлендеры и др.). Возрастная когорта рассматривается с учетом классового фактора поколения, с выделением социальной группы/класса когнитариата. Находящийся в средних слоях социального пространства когнитариат является социальной группой/классом создателей информационного продукта, что определяет его ведущую роль в развитии цифрового общества. Целью исследования было выявление специфики центиниалов когнитариата. Предмет исследования – специфика российского когнитариата поколения Z. С применением информационно-коммуникационного подхода, на основе анализа данных количественных и качественных исследований выявлены специфические черты поколения центиниалов когнитариата. Выявлен прагматизм, стремление к творческому труду, большим доходам, предпринимательской деятельности. Центиниалам когнитариата свойственно стремление к личной ответственности, самоактуализации. Несмотря на прагматичность, у центиниалов определяется глубокий духовный мир, рефлексия на темы бытия, блага, любви. Наряду с позитивными качествами отмечаются и негативные, связанные с особенностями цифровой среды и присущие поколению Z в целом. При этом отмечено, что устремления российского когнитариата в целом конструктивны и направлены на развитие общества. Данное исследование имеет прикладное значение в сфере образования, в адаптации образовательных программ для повышения эффективности восприятия обучающимися поколения Z, разработке мер по адаптации молодых специалистов на предприятиях, в укреплении межпоколенческих связей.

Литература


  1. Castells M. Communication, power and counter-power in the network society // International journal of communication. 2007. №1 (1). P. 29. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/46/35

  2. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Cultureа. Vol III. Malden, MA; Oxford, UK: Blackwell, 2010. ISBN 978-0-631-22139-5.

  3. Бреслер М.Г. Социальные сети и сетевые сообщества информационного общества. Уфа: Башкирский государственный университет, 2014. 174 с. ISBN 978-5-7477-3543-9. EDN TPDJTT.

  4. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. ISBN 978-0-688-11912-6.

  5. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва: Издательство НИУ ВШЭ, 2019.

  6. Bieleń M., Kubiczek J. Response of the labor market to the needs and expectations of Generation Z // E-mentor. 2020. №4 (86). Pp. 87–94. DOI: https://doi.org/10.15219/em86.1486.

  7. Береговская Т.А., Гришаева С.А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде // Вестник университета. 2020. № 1. С. 92–99. DOI: http://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-1-92-99.

  8. Захарова В.А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. С. 5. DOI: http://doi.org/10.17805/trudy.2019.4.5.

  9. Jean M. Twenge Generations. The Real Differences Between Gen Z, Millennials, Gen X, Boomers, and Silents – and America’s Future. New York, Atria books. Simon & Schuster, 2023. 560 p.

  10. Rabogoshvili A.A., et al. Global similarities and glocal differences of generation Z in China, the US, and Russia: comparative analysis // Вестник УГНТУ. 2022. № 3 (41). С. 99– DOI: http://doi.org/10.17122/2541-8904-2022-3-41-99-109. EDN VBBZKO.

  11. Purbaningrum D., Sudarmanti R. Supportive communication climate in the self-development of Generation Z // Bricolage: Jurnal Magister Ilmu Komunikasi. 2022 № 27; 8(1). Pp. 029–40. DOI: http://dx.doi.org/10.30813/bricolage.v8i1.3219.

  12. Garver M., Divine R., Dahlquist S. Analysis of Gen Z Marketing Student Preference for Different Instructional Methods: An Abstract. In: Allen, J., Jochims, B., Wu, S. (eds) Celebrating the Past and Future of Marketing and Discovery with Social Impact. AMSAC-WC, 2021. Developments in Marketing Science: Proceedings of the Academy of Marketing Science. Springer, Cham, DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-95346-1_126.

  13. Dreyer С. Stojanová H. How entrepreneurial is German Generation Z vs. Generation Y? A Literature Review // Procedia Computer Science. 2023. № 217. Pp. 155–164. ISSN 1877-0509. DOI: https://doi.org/10.1016/
    procs.2022.12.211
    .

  14. Мухаметдинова А.Р., Полищук М.А. Место семьи в системе ценностей современной городской молодежи // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. № 6 (1). С. 42–52. DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-1-42-52.

  15. Bresler M. et al. Transformation of the values of Generation Z - Residents of the digital society of sustainable development. E3S Web of Conferences. Yekaterinburg. Vol. Yekaterinburg: EDP Sciences. 2020. 208. P. 09043. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020809043 EDN AIXWSF.

  16. Бородина А.В., Тихонова А.С. Особенности цифровизации практик межличностных и семейных отношений молодых россиян и ряд ее социальных последствий // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. № 6 (2). С. 179–187. DOI: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-2-179-187.

  17. Obermayer N., Kővári E., Leinonen J., Bak G., Valeri M. How social media practices shape family business performance: The wine industry case study // European Management Journal. 2022. № 40(3). Pp. 360–371. DOI: https://doi.org/10.1016/j.emj.2021.08.003.

  18. Zapata-Cantu L., Sanguino R., Barroso A. et al. Family Business Adapting a New Digital-Based Economy: Opportunities and Challenges for Future Research // J Knowl Econ. 2023. №. Pp. 408–425 DOI: https://doi.org/10.1007/s13132-021-00871-1.

  19. Эстрина Ю.Ю. Социальные сети как новая социокультурная реальность: векторы социологического исследования // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2, вып. 2. С. 148–154.

  20. Hazari S. Investigation of generational differences in advertising behaviour and fake news perception among Facebook users // International Journal of Internet Marketing and Advertising. 2022. № 17 (1-2). Pp. 20–47. DOI: https://doi.org/10.1504/IJIMA.2022.125141.

  21. Pazon A.N.R. Socioscientific perspectives on ‘fake news’ in the ERA of social media among generation Z // Filipinos. Asian Journal of Multidisciplinary Studies. 2018. № 1 (2). Pp. 1–14.

  22. Ахмадеев К.Н. Эффективность fake news как инструмента информационной войны в восприятии поколения Z. Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 8–32. DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-3-1084 EDN IFWWCQ.

  23. Romanenko I.B., Puyu Y.V., Romanenko Y.M., Fedorin S.E. Pressure of Digital Technologies and Students’ Creative Thinking in the Educational System. In: Bylieva, D., Nordmann, A. (eds) Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. PCSF 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, 2022. 345. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_19.

  24. Бухарбаева А.Р. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. № 25 (4). С. 787–796. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796. EDN KPQFUX.

  25. Блинов Д.М. Инфографика как средство решения проблемы клипового мышления // Информатика в школе. 2020. № 2. С. 35–40. DOI: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-2-35-40.

  26. Бриммер Л. Поколение Z: стрим, донат и клиповое мышление. URL: https://clck.ru/3335nt.

  27. Twenge J.M. Generations. The Real Differences Between Gen Z, Millennials, Gen X, Boomers, and Silents – and America’s Future. New York, Atria books. Simon & Schuster,2023. 560 p.

  28. Бреслер М.Г. Стратификация информационного общества // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4 (48). С. 4–6. EDN MUKQIX.

  29. Berardi F. The Soul at Work. Los Angeles: Semiotext, 2020. 229 p. ISBN: 978-1-58435-076-7.

  30. Аитов Н.А. Советский рабочий. М.: Издательство политической литературы,1981. 158 с.

  31. Флорида Р. Креативный класс, люди, которые меняют будущее. М.: Классика XXI, 2005. 430 с. ISBN 978-5-89817.

  32. Berahmand K., Nasiri E., Forouzandeh S., Li Y. A preference random walk algorithm for link prediction through mutual influence nodes in complex networks // Journal of King Saud University – Computer and Information Sciences. 2022. № 34 (8). Pp. 5375–5387. ISSN 1319-1578. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jksuci.2021.05.006.

  33. Albert R., Barabasi A.L. Statistical mechanics of complex networks // Reviews of modern physics. 2002. № 74. P

  34. 47–97.

  35. Liu Y.Y, Slotine J.J, Barabási A.L. Control Centrality and Hierarchical Structure in Complex Networks // PLoS ONE. 2012. № 7 (9). P. 44459. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0044459.

  36. Hassan K., Islam L., Haque S.A. Degree Distribution, Rank-size Distribution, and Leadership Persistence in Mediation-Driven Attachment Networks // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017. Pp. 469.23-30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.physa.2016.11.001.

  37. Галиуллина С.Д. и др. Повышение эффективности адаптации молодых специалистов в компаниях нефтегазового комплекса // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. № 3 (41). С. 7–19. DOI: https://doi.org/10.17122/2541-8904-2022-3-41-7-19. EDN AAHPMI.

  38. Snowball J., Tarentaal D., Sapsed J. Innovation and Diversity in the Digital Cultural and Creative Industries. In: Woronkowicz, J. (eds) Arts, Entrepreneurship, and Innovation. Springer, Cham, 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-18195-5_8.

  39. Rabogoshvili A.A. et al. Facing the digital future: CIE potential of gen Z // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2022. № 2 (40). С. 53–64. DOI: https://doi.org/10.17122/2541-8904-2022-2-40-53-64. EDN BCZFEM.

  40. Шлегель Е.В. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации // Вестник Гуманитарного университета. 2022. № 2 (37). С. 122–130. DOI: https://doi.org/10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12.

  41. Elareshi M., Habes M., Al-Tahat K., Ziani A., Salloum S.A. Factors affecting social TV acceptance among Generation Z in Jordan // Acta Psychologica. 2022. № P. 103730. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103730.

Поступила в редакцию 2023-05-03
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Социология
Страницы
141-153