ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОДУСАХ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

  • Наталия Александровна Николенко
    • ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
Ключевые слова: отечественное образование, социальный институт образования, модусы социального времени, Болонский процесс, модификация образования, советская система образования, современная российская система образования, образование в период «перестройки» в СССР

Аннотация

Россия является одной из уникальных стран мира, история которой полна событий, которые не только свидетельствовали и свидетельствуют о ее героическом прошлом и настоящем, но и разворачивали русло ее развития в диаметрально противоположные стороны, как это было в начале и в конце прошлого двадцатого столетия (1917 г. - начало строительства нового социалистического общества, возникновение 29.12.1922 г. СССР; 26.12.1991 г. - распад СССР и переход общества на капиталистический путь развития). Указанные изменения не могли не затронуть существующих в обществе социальных институтов, которые должны были адаптироваться к изменяющейся внешней среде, находить ресурсы для эффективного функционирования в целях достижения поставленных перед социумом целей. И во всех этих процессах, как бы это тривиально ни звучало, человек (в собирательном смысле этого слова) играл важную роль. От его ценностных ориентаций и жизненных установок зависели реализуемые им социальные практики, включенность или отстраненность от происходящих в обществе процессов. Именно поэтому образование, рассматриваемое нами как социальный институт, выполняющий наряду с другими функциями одну из главных - формирование ценностных установок, - заслуживает пристального внимания и изучения. Динамика изменяющихся условий, о которых было упомянуто выше, предопределяла выдвижение новых задач, возникающие перед отечественным социальным институтом образования, а результаты их решения проявляли (и продолжают проявлять) себя на всех уровнях существования общества (макро-, мезо- и микро-). Рассмотрение отечественного социального института образования в проекции причинно-следственной взаимосвязи с происходящими в мире и в обществе (советском и современном российском) событиями в модусах социального времени и явилось предметом исследования, результаты которого предложены в данной статье. Анализируются направления дальнейшего развития отечественного социального института образования в рамках его модификации в соответствии с требованиями современного российского общества, отстаивающего свой суверенитет и независимость на международной арене и стремящегося во всех сферах (науки, техники и технологий) закрепить позиции, позволяющие решить поставленные задачи на международной арене и внутри страны, добиваясь повышения уровня и качества жизни населения.

Литература

1. Экономический словарь терминов. URL: https://gufo.me/dict/economics_terms/Модификация
2. Качанов Ю.Л. Социальная реальность и пространство - время социального мира // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 57-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-realnost-i-prostranstvo-vremya-sotsialnogo-mira/viewer.
3. Философская энциклопедия. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1185/Сущее.
4. Словарь: Большая российская энциклопедия 2004-2017: электронная версия / Сущее. URL: https://old.bigenc.ru/rf.
5. Качанов Ю.Л. Пространство-время социального мира в поструктуралистской перспективе // АNTHROPOLOGY. WEB-кафедра философской антропологии. URL: http://anthropology.ru/ru/text/kachanov-yul/prostranstvo-vremya-socialnogo-mira-v-postrukturalistskoy-perspektive
6. Богачёв А.В., Захарова Л.Б. Концепция развития системы народного образования в советской России в 1920-е годы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-sistemy-narodnogo-obrazovaniya-v-sovetskoy-rossii-v-1920-e-gody.
7. Количество и национальный состав интервентов в годы Гражданской войны в России. 8 декабря, 2021. URL: https://dzen.ru/a/Ya0sOxxIJ3Vy4M3R.
8. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1813 - 1913). Статистические очерки. Глава 11. Грамотность населения в России в XIX и начале XX вв. URL: https://istmat.org/node/86.
9. Князев С. «Интеллектуальная платформа для развития»: как декрет «О ликвидации безграмотности» изменил историю страны». 26 декабря, 2019. URL: https://russian.rt.com/science/article/701820-dekret-likvidaciya-bezgramotnost.
10. Табейкина Е.К. Культурная политика советской власти в 1920-1930 гг. //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. С. 59-62.
11. Грамотность в России к 1917 году и ликбез в СССР 1920-30-х гг. Двигатель мирового созидания. URL: https://petrograd1917.ru/likvidacia-bezgramotnosti/.
12. Санаева, А. С. Культурная революция в СССР // Молодой ученый. 2020. № 6 (296). С. 160-162. URL: https://moluch.ru/archive/296/67141/
13. Грамотность в России к 1917 году и ликбез в СССР 1920-30-х гг. культурная революция. URL: https://petrograd1917.ru/likvidacia-bezgramotnosti/.
14. Советское образование в 1950-1960-х годах. URL: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/ottepelsovetskaya_kultura_v_konce_1950-h_1960-e_gg/sovetskoe_obrazovanie_v_1950-h_1960-e_gg/.
15. Большая советская энциклопедия СССР. Народное образование. URL: https://gufo.me/dict/bse/СССР_Народное_образование.
16. Государственный комитет по статистике. Народное хозяйство СССР за 70 лет. М.: Финансы и статистика, 1987.
17. Комаров В. Система образования СССР: особенности, достоинства и недостатки. URL: https://nash-sssr.ru/sistema-obrazovaniya-sssr/
18. Гемранова А.Д. К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80-90-е гг. ХХ века) // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 9-11. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13620/ (дата обращения: 16.05.2023).
19. Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество // Журнал «ЭКО». 2008. № 8.
20. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 219.
21. Потребитель нынче в дефиците? URL: https://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007-/Potrеbitеly-nыnchе-v-dеfitsitе_1154/
22. Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-I «Об образовании». URL: https://docs.cntd.ru/document/9003751.
23. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
24. Гаврищук В.В. Право и образование: актуальные аспекты темы. URL: https://refdb.ru/look/1137717.html.
25. ФЗ от 14.07.2022 г № 259-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140031?index=0&rangeSize=1.
26. Воронцова Н.Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 4. С. 56-62.
27. Филиппов В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. // Инновации в образовании. 2003. № 3. С. 5-33.
28. Великая Хартия Европейских Университетов (Болонья, 18 сентября 1988 года). URL: https://continent online.com/Document/?doc_id=30207607#pos=0;0.
29. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в г. Лиссабоне 11.04.1997). URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27858/.
30. Национальный центр развития высшего образования. URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/bologna_process/documents.
31. Болонская декларация «Зона европейского высшего образования». Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года. URL: https://pandia.org/text/78/042/12538.php.
32. Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонской системы. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2022/629dec299a7947a0e3d5426f.
33. Минобрнауки объявило, что все российские вузы исключили из Болонского процесса. URL: https://habr.com/ru/news/669866/.
34. Министерство просвещения Российской Федерации. «Национальный проект "Образование"». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/.
Поступила в редакцию 2023-05-19
Опубликована 2023-09-29
Раздел
Социология
Страницы
313-327