СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Андрей Евгеньевич Анисимов
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: методы оценивания, балльно-рейтинговая система, высшее образование, образовательные технологии, преподаватели вузов

Аннотация

Целью настоящей статьи является эмпирическая оценка университетской модели балльно-рейтинговой системы (БРС) в сопоставлении с альтернативными формами оценивания достижений студентов, используемыми рядом преподавателей для учебных целей (на примере Удмуртского государственного университета). Результаты опроса преподавателей выявили два вида практик в использовании БРС и иных форм оценивания: жесткая и гибкая. Одна группа преподавателей выступает за централизованные и жесткие механизмы регуляции системы, другая настаивает на предоставлении возможности преподавателю самостоятельно определять нормативы. Дальнейшее развитие педагогических технологий на основе индивидуальных образовательных траекторий потребует поиска новых методик и подходов к оцениванию компетенций.

Литература

1. European Commission, Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture // ECTS users' guide 2015, Publications Office, 2017. https://data.europa.eu/doi/10.2766/87192
2. Горбунова Е.М. Основные результаты мониторинга участия России в Болонском процессе: Болонья глазами студентов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 2. С. 9-26.
3. Кузнецова Н.Л. Возможности балльно-рейтинговой системы для развития творческих способностей студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 1 (103). С. 63-67.
4. Зайцева Н.А. Балльно-рейтинговая система: особенности и практика применения // Проблемы и перспективы профессионального туристского образования. 2011. № 4. С. 98-105.
5. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40.
6. Федоров Ю.Р. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов вуза: актуальность и систематика литературы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18241.
7. Камалеева А.Р. Совершенствование системы оценивания результатов обучения в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-3. С. 338-342.
8. Пластинина Ю.В., Носакова Т.В. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: опыт УрФУ и РГППУ // Новые информационные технологии в образовании. Материалы IX международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 15-18 марта 2016 года. Екатеринбург: РГППУ, 2016. С. 182-187.
9. Зубова Л.В., Ренер Е.И., Рожина Т.Д. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 53-60.
10. Григорьева А. Балльно-рейтинговая система в вузе - что это и с чем её "едят"? // Dzen. 19.11.2018. URL: https://dzen.ru/a/W_LJRg3MswCrqmIH.
11. Никушина, А. Как студентов убивает балльно-рейтинговая система. И почему она всё-таки полезна // Мел. 03.09.2021. URL: https://mel.fm/blog/anastasiya-nikushina/23058-kak-studentov-ubivayet-ballno-reytingovaya-sistema?ysclid=lfcy9y2q3w297738040 (дата обращения: 23.06.2023).
12. Балльно-рейтинговая система. URL: https://handbook.rudn.ru/learn/rating.html (дата обращения: 05.06.2023).
13. Пономарев М.В. 10 мифов о балльно-рейтинговой системе. URL: http://mpgu.su/obrazovanie/ballno-reytingovaya-sistema-2/10-mifov/ (дата обращения: 25.05.2023).
14. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию 15 марта 2023 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70689 (дата обращения: 25.05.2023).
15. Мальцева Н.Н., Пеньков В.Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки / Н. Н. Мальцева, // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 4. С. 139-145.
16. Гуменникова Ю.В., Кайдалова Л.В., Золкин А.Л. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов вуза по математике // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. № 85. С. 29-34.
Поступила в редакцию 2023-06-26
Опубликована 2023-09-29
Раздел
Социология
Страницы
328-337