ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА: РЕФЛЕКСИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Владимир Викторович Зырянов
    • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: цифровая трансформация, социологическое образование, предметный рейтинг, учебный план, дисциплина, индикаторы цифровых процессов в образовательных программах

Аннотация

Цифровая трансформация общества изучается социологической наукой уже более десяти лет, в последние годы особенно интенсивно. Наряду с этим, в социологическом образовании эти процессы отражены ещё далеко не во всех образовательных программах. В предлагаемой статье проводится статистический анализ рефлексии социологического образования в отношении цифровизации общества. Для получения результатов предложены критерии: наличие образовательных программ бакалавриата и магистратуры «цифровой» направленности, включение «цифровых» дисциплин в нецифровые программы подготовки и обеспеченность соответствующей литературой современных студентов-социологов. Проведённое исследование позволило выявить более широкое распространение образовательных программ и предлагаемых дисциплин цифрового содержания в магистратуре, нежели в бакалавриате. А также предположить, что сложившееся расслоение университетов (НИУ, федеральные, опорные и др.) проявляется как своеобразное цифровое неравенство - одни вузы могут позволить себе подготовку в соответствии с требованиями цифровизации, у других на это не хватает ресурсов. В то же время в отражении цифровизации общества отмечается и положительная динамика.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.11.2023)
2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» на 2018-2024 гг. URL: https://spending.gov.ru/np/D/fp/ (дата обращения: 10.11.2023)
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. 22 июля (№ 159). URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 11.11.2023)
4. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404697/ (дата обращения: 11.11.2023)
5. «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» (утв. Минобрнауки России). URL: https://spa.msu.ru/wp-content/uploads/12.pdf (дата обращения: 11.11.2023)
6. Вихман В.В., Ромм М.В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 40-56. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658- 6762.2205.03
7. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 48-61. - DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.
8. Lupton Deborah Digital Sociology. London and New York: Routledge, 2015. 236 p.
9. Сорочан В.В., Гаврилюк Н.П. Цифровая социология: от цифровизации общества к цифровизации науки // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 1(175). С. 37-46.
10. Мещерякова Н.Н. Методология познания цифрового общества // Цифровая социология. 2020. Т. 3, № 2. С. 17-26.
11. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 9-15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15
12. Зырянов В.В., Ладыжец Н.С., Темнова Л.В. Социологическое образование в России: итоги 30 лет // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 152-154. DOI 10.31857/S013216250008335-1
13. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.
14. Зырянов В.В. Социальная статистика в социологическом образовании // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 129-141. DOI 10.31857/S013216250017138-4
15. Предметные рейтинги вузов: социология. URL: https://raex-rr.com/education/universities/subject_ranking_Sociology (дата обращения 26.01.2023)
16. Зырянов В.В. Квалификация одна, учебные планы - разные // Аккредитация в образовании. 2013. № 2(62). С. 25-27.
17. Проказина Н.В. Социологическое образование в современной России: новые вызовы и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2020. № 4. С. 51-61. DOI: 10.24411/2071-6141-2020-10404
18. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2022 г. URL: https://raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_of_russia.
Поступила в редакцию 2023-11-03
Опубликована 2023-12-27
Раздел
Социология
Страницы
435-444