ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • Лариса Витальевна Темнова
    • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ имени М. В. Ломоносова)
Ключевые слова: профессиональная успешность, профессиональные деформации, профессиональные деформации, преподаватели вузов, высшее образование

Аннотация

Целью настоящей статьи является анализ социальных факторов формирования профессиональных деформаций и профессиональных деструкций деятельности преподавателей вузов, наиболее яркое проявление которых произошло на фоне реформ российской системы высшего образования с начала 2000-х годов. Объект исследования - профессиональная деятельность преподавателей вузов. Предмет - профессиональная деформация деятельности и личности преподавателей вузов под влиянием социальных изменений в системе высшего образования на фоне реформ. Эти тенденции находят отражение в исследовательском поле профессиональных деструкций, профдеформаций личности и деятельности преподавателей вузов. Результаты. В ходе анализа выявлено, что факторами деструктивных процессов в профессиональной деятельности преподавателей вузов являются: введение эффективного контракта; обязательность критерия публикационной активности и наукометрических показателей; обязательность показателя деятельности вуза и его подразделений «число иностранных студентов»; структурные изменения академического сообщества: значительный рост численности административных работников на всех уровнях управления на фоне сокращения численности профессорско-преподавательского состава; изменение качественных характеристик группы управленцев; наличие ресурсных дефицитов, в том числе средств для проведения научных исследований; дистанцированность и кризис доверия между вузовскими общностями - студентами, преподавателями и управленцами; падение престижа высшего образования на фоне его массовизации; формирование парадоксальной мотивации обучения студентов. Выводы. Определено, что деформируются и понимание, и механизм достижения профессиональной успешности преподавателя вуза: внешняя успешность (ожидаемая результативность) имеет очень высокую цену: она достигается за счет редукции внутренней успешности. Вследствие невозможности актуализации своего профессионализма, специалист начинает дистанцироваться, отгораживаться от истинных (личностных, субъективных, интериоризированных) профессиональных ценностей, чтобы избежать ценностного конфликта. Начинает применять приспособительные имитационные практики, являющие собой деструктивное профессиональное поведение. Проявлениями описанных деструкций в итоге выступают: превалирование внешних (формальных) показателей успешности над содержательными, внутренними, личностными; редукция требований к себе как профессионалу; редукция требований к своей профессиональной деятельности; пересмотр профессиональных ценностей; «компромиссные стратегии» и др.

Литература

1. Цуприкова И.В. Теоретический анализ проблемы профессиональной успешности в зарубежной и отечественной психологии // Молодой ученый. 2021. № 11 (353). С. 148-152. URL: https://moluch.ru/archive/353/79088/ (дата обращения: 10.11.2023).
2. Теплинских М.В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Психология образования. Кемерово. 2007. № 25. С. 92-97.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
4. Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 3. С. 60-67.
5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясишева. М.: АПН РСФСР, 1962. 308 с.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
7. Толочек В.А. Профессиональная успешность: понятия «способность» и «ресурсы» в объяснении феномена // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 2. С. 20-38.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
9. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
10. Скотт, Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни пер. с англ. М.: Университетская книга, 2005. 576 с.
11. Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования: Доклад на международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры», посвященной 70-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Издатель Воробьёв А. В., 2011. 64 с.
12. Постановление Правительства от 9.08.2023 № 1302. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407418801/ (дата обращения: 10.11.2023).
13. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 3-12.
14. Штомпка, П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6-16.
15. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 88-106. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-88-106.
16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Типологии аномалий в высшем образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21, № 3. С. 482-486. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511
17. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни / пер. с англ. М.: Университетская книга, 2005. 576 с.
18. Титаев К.Д. Хитроумные полицейские. Почему провалились все проекты улучшения правоохранительной деятельности в России // Социология власти. 2012. № 4-5 (1). C. 96-110.
19. Темнова Л.В., Бапинаева Э. Приспособительные практики медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения // Вестник РУДН. Серия: Социология, издательство Изд-во РУДН, 2022. Т. 22, № 3. С. 630-645. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-3-630-645
20. Темнова Л. В., Поповцева П. Факторы социальной травматизации профессиональной группы врачей // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 4. С. 401-407. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-401-407
21. Темнова Л.В. Приспособительные технологии научной деятельности преподавателя вуза в условиях реформирования высшего образования // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: материалы международной конференции, г. Москва, 13-15 декабря 2019 г. / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. Москва: МПГУ, 2020. С. 33-38.
22. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 4. С. 51-59.
23. Ермолаева Е.П. Проблемы психологической оценки теневых функций в социально значимых профессиях (дата обращения: 10.11.2023).
24. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2003. 336 с.
25. Сорокин П. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Вопросы изучения и воспитания личности / под ред. акад В.М. Бехтерева. Петроград: Государственное издательство, 1921. № 3. С. 397-436.
26. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 313 с.
27. Дружилов С.А. Профессионально-деструктивная деятельность как проявление профессиональной маргинализации и депрофессионализации // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2017. № 2. С. 45-63.
28. Стребков С.Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России // Вестник НГИЭИ. 2020. № 9 (112). С. 54-72. DOI: 10.24411/2227-9407-2020-10084
29. Шманцарь М.В. Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования: дис. … канд. социол. н. Екатеринбург, 2018. 21 с.
30. Александрова О.А., Файман Н.С. Неустойчивая занятость работников науки и образования: масштабы, причины, последствия // Экономическое возрождение России. 2022. № 1(71). С. 66-74. DOI: 10.37930/1990-9780-2022-1-71-66-74
31. Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 208 с.
32. Индикаторы науки. - 2018 г. URL: https://www.hse.ru/data/2018/02/12/1162058327/Science_and_Technology_Indicators_2018.pdf (дата обращения: 10.11.2023).
33. Merton R.K. The Matthew Effect in Science I Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property / ISIS. 1988. Vol. 79. Р. 606-623.
34. Garfield E. Delayed recognition in scientific discovery: Citation frequency analysis aids the search for case histories // Current contents. 1989. Vol. 23. № 6. P. 3- 9.
35. Garfield E. Premature discovery or delayed recognition - why? // Current contents. 1980. Vol. 21, № 1. P. 5-10.
36. Кулешова А.В., Подвойский Д.Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 169-210.
37. Бабинцев В.П., Серкина Я.И. Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза. 2019. № 2. С. 21-27. DOI 10.35264/1996-2274-2019-2-21-27
38. Ницше Ф. Давид Штраус, исповедник и писатель // Несвоевременные размышления. СПб, Азбука, 2009. С. 23-25.
39. «Университет - это ключевое общественное благо». Интервью с ректором Московского института психоанализа Львом Суратом. - URL: https://rectorspeaking.ru/universitet-ehto-klyuchevoe-obshchestvennoe-blago (дата обращения: 10.11.2023).
Поступила в редакцию 2023-10-27
Опубликована 2023-12-27
Раздел
Социология
Страницы
445-454