РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ

  • Мария Александровна Полищук
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: ценности, потребности, библиотека, чтение, читательские потребности

Аннотация

В данной статье произведена попытка выявления места библиотеки в процессе формирования информационных и читательских интересов и потребностей учителей, ведущих различные предметы в школах г. Ижевска. По мнению ряда исследователей, в современном мире происходит «глобальный распад» традиционной системы ценностей, что неизбежно приводит к трансформации отношений в обществе. И начинается этот процесс не только в семье, но и в школе. Появляется необходимость изучения каждого фактора, влияющего на положение библиотеки в системе ценностных установок учителей, что даст понять общую картину способов формирования их ценностных ориентаций. А, следовательно, необходимо изучать данный аспект социологии, чтобы избавить общество от существующих предрассудков и стереотипов, связанных с представлениями об исключительно «пассивной» роли библиотеки в процессе формирования ценностей и выявления потребностей. Изменялись взгляды на приоритеты общества. Со временем школа начинает играть главенствующую роль в жизни современной молодежи. Это приводит к проблемам недостаточности подготовки учителей для ответов на самые разнообразные вопросы, не всегда связанные с их профессиональной деятельностью. Исследователям важно было узнать причину изменения ценностных ориентаций современных учителей, чтобы выявить специфику их мировоззрения в отношении работы с библиотеками. Предполагалось выявить возможности и ограничения взаимодействия школ и городских библиотек. Основой для данной статьи послужило исследование, проведенное силами централизованной библиотечной системы г. Ижевска в 2023 году на базе ижевских школ. Благодаря полученным результатам, специалистам по работе с молодежью и со школами, удастся повысить культуру обслуживания посетителей разных социально-демографических групп и более тщательно планировать свою профессиональную деятельность.

Литература

1. Деревнина Т.В., Куркова В.А. Социально-профессиональная общность учительства: исторический анализ традиций. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2317/66.pdf. (дата обращения: 13.11.2023).
2. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социально-профессиональная общность: социологический анализ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelstvo-kak-sotsialno-professionalnaya-obschnost-sotsiologicheskiy-analiz. (дата обращения: 13.11.2023).
3. Детская библиотека и школа: ресурсы взаимодействия. URL: https://pandia.ru/text/77/384/35301.php. (дата обращения: 13.11.2023).
4. Казакова К.С. Профессиональные траектории школьных учителей // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6.
5. Копылова Г.В. Библиотека и школа: партнерство в информационном обществе. URL: https://infourok.ru/biblioteka-i-shkola-partnerstvo-v-informacionnom-obschestve-2448289.html. (дата обращения: 13.11.2023).
6. Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2000. С. 200-203.
7. Роль школьной библиотеки в современной школе. URL: https://www.едусладково.рф/assets/files/Novoandreevka/Biblioteka/Rol-ShB-v-sovremennoj-shkole.pdf. (дата обращения: 13.11.2023).
8. Социальный статус учителя: сегодня и завтра. URL:http://futurible.space/ru/winners/235/ (дата обращения: 13.11.2023).
9. Стребежева А.М. Сотрудничество школы и библиотеки. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/26/sotrudnichestvo-shkoly-i-biblioteki-0. (дата обращения: 13.11.2023).
10. Тимашкова В.В. Взаимодействие библиотеки, школы и семьи как фактор формирования ребенка-читателя. URL: https://urok.1sept.ru/articles/551669. (дата обращения: 13.11.2023).
11. Учителя как социально-профессиональная группа в системе образования. URL: https://studbooks.net/633921/sotsiologiya/uchitelya_sotsialno_professionalnaya_gruppa_sisteme_obrazovaniya. (дата обращения: 13.11.2023).
Поступила в редакцию 2023-10-24
Опубликована 2023-12-27
Раздел
Социология
Страницы
463-472