ГИБРИДНАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: искусственный интеллект, генеративный ИИ, гибридная социальность, высшее образование, университетское управление, социально-гуманитарные науки, социальные риски

Аннотация

В тексте статьи рассматривается проблема социогуманитарных аспектов воздействия разработок в области искусственного интеллекта на развитие высшего образования в условиях возрастающе рискогенного общества. Утверждается, что социальные и технологические процессы приобретают тенденцию ко все большему ускорению, оказывая существенное взаимное влияние, не всегда равнозначное и прогнозируемое, способствующие привлечению внимания к необходимости разрешения возникающих проблем. Эти процессы не могут быть оставлены без постоянства согласования управленческих решений на различных уровнях. Теоретические рамки определены анализом социогуманитарных аспектов ускоренного продвижения в развитии нейронных сетей с «глубоким обучением» на больших объемах данных, а также формирующихся новых трендов в организации и развитии высшего образования. Метод исследования - теоретический социокультурный анализ актуальных изменений возможностей и управленческих практик в образовательном процессе и университетском администрировании. Новизна статьи представлена обоснованием появления аспектов новой социальности в результате развития современных технологий генеративного искусственного интеллекта.

Литература

1. Siemens G. Not everything we call AI is actually ‘artificial intelligence’. Here’s what you need to know // The Conversation, 2022, December 22. URL: https://theconversation.com/not-everything-we-call-ai-is-actually-artificial-intelligence-heres-what-you-need-to-know-196732. (Accessed: 15.01.2023).
2. Vanderbilt T. How Artificial Intelligence Can Change Higher Education // Smithsonian Magazine, 2011. URL: https://www.smithsonianmag.com/innovation/how-artificial-intelligence-can-change-higher-education-136983766/. (Accessed: 20.06.2020).
3. Раскина А. Все говорят про чат-бот ChatGPT, а Microsoft вкладывает миллиарды долларов. Почему? // ТАСС, 2023, 1 февраля. URL: https://tass.ru/tehnologii/16927187 (дата обращения: 12.02.2023).
4. GPT-4 // OpenAI, 2023, March 14. URL: https://openai.com/research/gpt-4. (Accessed: 17.03.2023).
5. Sanders S. (2023). Rather than ban generative AI, universities must learn from the past // University World News, 2023, February 24. [Online]. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230221075136410. (Accessed: 17.03.2023).
6. Выпускника РГГУ, защитившего диплом с помощью ChatGPT, пригласили в Госдуму (2023) // Мел, Новости, 2023, 15 марта. URL: https://mel.fm/novosti/5634029-vypusknika-rggu-zashchitivshego-diplom-s-pomoshchyu-chatgpt-priglasili-v-gosdumu (дата обращения: 17.03.2023).
7. Федеральный вуз в Поморье разрешил до 40 % диплома писать при помощи ИИ // ТАСС. Наука, 2024, 24 января. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/19806407?ysclid=lti03lrovd597833281 (дата обращения: 26.01.2024).
8. Byrnes G. (2023). Learning to live with ChatGPT // University World News, 2023, February 24. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230222112438466. (Accessed: 17.03.2023).
9. Troia Di. S., Parli V., Pava J.N., Zaman, H.B. Uz, Fitzsimmons K. Inspiring Action: Identifying the Social Sector AI Opportunity Gap // Stanford University Human-Centered Artificial Intelligence. Working Paper/ February, 2024. URL: https://hai.stanford.edu/sites/default/files/2024-02/Working-Paper-Inspiring-Action.pdf.
10. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35-47. URL: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.03. (дата обращения: 12.02.2023).
11. Резаев, А. В., Трегубова, Н. Д. Искусственный интеллект и искусственная социальность: новые явления, проблемы и задачи для социальных наук // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №1. С. 4-19. URL: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.1.1905. (дата обращения: 12.02.2023).
12. MacGregor K. Generative AI action hints at core future roles in universities // University world news, 28 January 2024. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=2024012705101220&utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=GLNL0770 (дата обращения: 29.01.2024).
13. Галкин Д. В. Методология искусственного интеллекта в контексте гуманитарной информатики // Гуманитарная информатика, 2011, вып.6. С. 65-75.
14. Орлов В. Социо-гуманитарные аспекты искусственного интеллекта. // Партия дела. 16.09.2021. URL: https://partyadela.ru/blogs/vladimir-orlov/14087/?ysclid=lfk506c54g659431057 (дата обращения: 7.02.2023).
Поступила в редакцию 2024-02-28
Опубликована 2024-03-27
Раздел
Социология
Страницы
42-48