ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ПАРТНЕРСТВО ИЛИ...?

  • Анатолий Васильевич Меренков
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
  • Кристина Романовна Путимцева
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: семья, образовательная организация, партнерство, родители, педагоги, воспитание, образование

Аннотация

Рассматриваются особенности взаимодействия семьи и дошкольных образовательных организаций при развитии детей 3-7 лет. Выделяются особенности формирования родителями у ребенка знаний, умений, навыков в процессе приобщения к культуре использования современных технических систем, норм общения с разными людьми. Анализируются требования нормативных документов к содержанию и организации образования детей в ДОО с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Определяются основные требования к созданию партнерских отношений между семьей и дошкольной образовательной организацией. Отмечается, что они возникают на основе использования родителями и педагогами общих механизмов развития и саморазвития ребенка в процессе его взросления. На материалах эмпирического исследования показано, что, с одной стороны, семья заинтересована в том, чтобы ребенок приобретал в детском саду знания, навыки, необходимые для успешного обучения в школе. С другой стороны, многие родители не проявляют готовности следовать рекомендациям педагогов при решении задач формирования у детей любознательности, навыков самообслуживания, самоорганизации, соблюдения норм, правил поведения со сверстниками, решения возникающих в игровой деятельности конфликтов. Выделяется проблема выработки партнерских связей при преодолении эгоистических побуждений ребенка совместными усилиями, приобщения к культуре сотрудничества, ориентирующей на выработку умения согласовывать личные интересы с потребностями окружающих людей.

Литература

1. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 3. C. 4-13.
2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пб.; М.: Голос труда, 1923. 102 с.
3. Открытие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). М.: Мозаика-синтез, 2015.160 с.
4. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Издательство «Питер», 2019. 448 с.
5. Токарская Л.В. и др. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста: коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2019. 206 с.
6. Лебедева С. А. Психология дошкольного образования. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 104 c.
7. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. 144 с.
8. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23-35.
9. Меренков А.В. Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста: методическая разработка для родителей и работников дошкольных организаций. Екатеринбург: Изд-во ИСТУ, 2017. 64 с.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975 272 с.
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // Федер образ. прогр. ДОУ FOP2023.pdf.
12. Хорькова Л.П. Применение электронных игр в планшетных компьютерах для развития детей старшего дошкольного возраста // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных, инновационных и проектировочных работ в 5-ти частях. Екатеринбург: Изд-во Ч.П., 2014. 205 с.
13. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents // Psychological science. 2005. Т. 16, № 12. С. 939-944.
14. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Time perspective theory; review, research and application: Essays in honor of Philip G. Zimbardo. Cham: Springer International Publishing, 2014. С. 17-55.
15. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен. Челябинск, 2009. 153 с.
16. Колыхматов В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды. Учебно-метод. пособие. СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. 157 с.
Поступила в редакцию 2024-04-26
Опубликована 2024-06-18
Раздел
Социология
Страницы
141-148