ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  • Дмитрий Олегович Егоров
    • ФГАОУВПО «Казанский федеральный университет»
  • Роман Сергеевич Николаев
    • ФГБОУВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ПГНИУ)
Ключевые слова: транспортная доступность, отдаленность, транспортно-логистическая оптимизация, социальная инфраструктура, здравоохранение, смертность, Республика Татарстан

Аннотация

Рассматривается возможность использования транспортно-логистического подхода в изучении эффективности пространственно-временной организации социальной инфраструктуры на примере системы здравоохранения Республики Татарстан. Акцент сделан на выявление проблем пространственной дискриминации населения республики с точки зрения отдаленности населенных пунктов от основных объектов системы здравоохранения регионального значения. Многие исследования говорят о прямой зависимости качества жизни от транспортной доступности населенных пунктов. Как правило, население более отдаленных районов оказывается ущемленным в оперативном получении качественных и доступных медицинских услуг за счет дополнительных временных, физических и стоимостных затрат, что в конечном счете сказывается на повышении заболеваемости, накапливании хронических болезней, снижении ожидаемой продолжительности жизни и высокой смертности. При этом во многих странах с низкой плотностью населения невозможно создать такую структуру, при которой на местах был бы полный и максимальный набор социальной инфраструктуры, удовлетворяющий потребностям населения на любом этапе их жизненного цикла. Эффективная пространственная организация логистических процессов и развитие транспортного комплекса существенным образом позволяют улучшить качество жизни населения, за счет обеспечения максимальной физической и стоимостной доступности наиболее качественных товаров и услуг, независимо от отдаленности населенных пунктов до центров.

Литература

1. Curtis S.E. Health and Inequality: Geographical Perspectives. London, 2001. 204 p.
2. Бугроменко В.Н. Современная география транспорта и транспортная доступность // Изв. Рос. академии наук. Сер. географич. 2010. № 4. С. 7-16.
3. Бугроменко В.Н. Транспортная дискриминация населения: пути решения проблемы // Промышленная политика в Российской Федерации. 2003. № 1. C. 123.
4. Яндекс. Карты [Электронный ресурс]. URL:https://yandex.ru/maps (дата обращения: 10.02.2016).
5. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам архива Республики Татарстан за 2008-2012 годы): учеб.-метод. пособие / А.З. Фаррахов, В.Г. Шерпутовский, Н.И. Молокович. Казань: Изд-во РМИАЦ, 2013. 264 с.
6. Габдрахманов Н.К., Егоров Д.О. Комплексное исследование медицинского блока социальной инфраструктуры региона (на примере Республики Татарстан) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2016. Т. 26, вып 1. С. 146-158.
Поступила в редакцию 2017-03-03
Опубликована 2017-06-29
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
220-230