ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

  • Николай Алексеевич Грудцын
    • ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: транспортная система, железная дорога, магистраль, население, экономический фактор, регион, город, управление

Аннотация

Одной из главных тенденций развития транспортных систем в современном мире является инновационность, которая направлена на более эффективное использование ресурсов - как природных, так и человеческих. В статье рассмотрен один из основных факторов развития крупных инфраструктурных проектов, к числу которых относятся и высокоскоростные железные дороги. Высокоскоростное железнодорожное движение конкурентоспособно в транспортной нише 200-800 км, что делает его перспективной основой транспортного каркаса для развития территориальных транспортных систем стран и регионов. Проведен анализ основных количественных показателей, которые необходимо учитывать при проектировании и создании высокоскоростных магистралей. Произведено географическое сравнение следующих показателей (в рамках двух возможных проектов строительства магистралей в России: Москва - Санкт-Петербург и Москва - Казань): валовый региональный продукт, среднедушевые доходы, распределение доходов населения по различным группам, стоимость строительства ВСМ, пассажиропоток, соотношение доходов и расходов от пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и т.п. Сделано заключение о проблемах в обеспечении транспортной сферы полной и актуальной статистической информации. Проанализировано текущее состояние и перспективы развития этих проектов в условиях Российского государства. Сделан вывод о приоритетности развития северо-западного транспортного коридора на основе анализа экономического фактора.

Литература

1. Проект строительства участка «Москва - Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва - Казань - Екатеринбург» Информационный меморандум. М., 2014. С. 46.
2. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.04.2016).
3. ВСМ Москва - Казань - кто считал пассажиров? URL: http://infranews.ru/logistika/zheleznaya-doroga/36629-vsm-moskva-kazan-kto-schital-passazhirov/ (дата обращения: 12.04.2016).
4. Сайт Федеральной службы по тарифам. URL: http://www.fstrf.ru/ (дата обращения: 10.04.2016).
5. URL: http://pass.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=657&layer_id=4069&refererLayerId=4069&id=53071 (дата обращения: 15.04.2016).
6. Yung-Hsiang Cheng High-speed rail in Taiwan: New experience and issues for future development // Transport Policy. № 17. 2010. P. 51-63.
7. Economic Analysis of High Speed Rail in Europe, Fundación BBVA, 2009. P. 132.
8. Грудцын Н.А. Государственно-частное партнерство при создании объектов высокоскоростного железнодорожного движения: опыт зарубежных стран // Общество. Среда. Развитие. 2016. №2. С. 3-8.
9. Высокоскоростная железная дорога до Казани подорожала на 100 млрд руб. URL: http://www.rbc.ru/business/ 07/04/2016/57064b069a79473007c56eed (дата обращения: 18.04.2016).
10. Развитие ВСМ в России. URL: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5098&layer_id=3290&referer LayerId=3290&id=3545 (дата обращения: 12.04.2016).
Поступила в редакцию 2016-07-08
Опубликована 2016-09-30
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
135-142