ТРАНСПОРТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ

  • Петр Михайлович Крылов
    • ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»
Ключевые слова: условия жизни населения, региональная транспортная система, транспортная доступность, транспортная дискриминация населения

Аннотация

Изучение транспортной инфраструктуры в региональном разрезе позволяет решать проблемы улучшения транспортной доступности и снижения транспортной дискриминации населения. Для наиболее полного анализа транспортной инфраструктуры необходимо рассматривать результаты комплексного изучения условий жизни населения в разрезе населённых пунктов разного типа (городские и сельские) и разной людности, а также по отдельным возрастным категориям и другим параметрам. Интенсивность использования транспорта выше в крупных населённых пунктах среди занятого населения в трудоспособном возрасте. Исходя из имеющихся в Комплексном обследовании условий жизни населения данных, нами выдвинута гипотеза о наличии зависимости между занятиями активным отдыхом и близостью мест (или их отсутствием для таких занятий), что в свою очередь подтверждало бы существенную роль транспортного фактора в реализации рекреационных потребностей населения России. Показатели уровня владения легковым автотранспортом в существенной степени отличаются от данных ГИБДД, регистрирующих автомобили во всех регионах России. Использование такси гражданами с невысоким уровнем жизни является относительно доступным. Анализ представленных данных комплексного изучения жизни населения применительно к транспортному комплексу способствует лучшему пониманию региональных процессов в области удовлетворенности населения качеством транспортной инфраструктуры в целом и, в частности, работой общественного транспорта.

Литература

1. Дубровская Ю.В., Копнинцева Н.М., Поздеева А.В. Транспортная инфраструктура как фактор экономического роста региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 293-296.
2. Крылов П.М. Роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географический аспект) // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Серия: Естественные науки. 2017. № 2. С. 50-58.
3. Бардаль А.Б. Транспортный комплекс Дальнего Востока: тенденции развития и роль в экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2. С. 24-36.
4. Рослякова Н., Горидько Н. Экономический рост регионов и транспортная инфраструктура: регрессионный анализ // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 1. С. 157-161.
5. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3(12). С. 65-78.
6. Макаров Д. Б. Социокультурные и экологические факторы формирования механизма развития транспортной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12. С. 83-86.
7. Крылов П.М. К вопросу о трактовке и использовании категории транспортно-географического положения во внегородском территориальном планировании // Разнообразие как фактор и условие территориального развития: сб. тр. ХХХ ежегодной сессии экономико-географической секции МАРС. Саранск, 2013. C. 125-137.
8. Итоги федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/inspection/itog_inspect1.htm (дата обращения 12.09.2019).
9. Сидоров В.П., Ситников П.Ю. Транспортная доступность как показатель рациональной организации работы городского пассажирского транспорта // Вестн. Удм. ун-та. Серия Биология. Науки о Земли. 2017. Т. 27. Вып. 4. С. 547-553.

Поступила в редакцию 2019-10-08
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
515-524