РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКИХ ГЕОПОРТАЛОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРАКТИКОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ

  • Михаил Александрович Саранча
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Ключевые слова: геоинформационные технологии, геопортал, Московская область, обучение, проектирование, туризм, web-карта

Аннотация

Развитие информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день является одним из главных драйверов прогресса туризма как глобального общественного явления. На этом фоне миграция геоинформационных технологий в Интернет и расширяющееся их практическое использование (в том числе в туристской сфере) в виде картографических и геоинформационных сервисов вполне закономерна. Однако внедрение технологий сдерживается их низкой доступностью (финансовой, интеллектуальной и др.) для потребителя. Статья посвящена разработке технологической основы повышения доступности создания и использования туристских геопорталов и интерактивных web-карт (на примере Московской области). В качестве базиса технологии предлагается механизм усовершенствованной учебно-научной деятельности студентов системы высшего образования направления «туризм» через инновационную проектную деятельность. Программной основой выступили бесплатные «Open Source» продукты: библиотека Leaflet, PostgreSQL/PostGIS, HTML и HTML5, CSS3 и JavaScript. Проектирование было осуществлено в 5 этапов. Результатом стал туристский геопортал Московской области. Основными методами исследования выступили: моделирование, сравнительный и описательный методы, методы анализа и синтеза, аналогий и др.; основными исследовательскими подходами - системный, комплексный, географический и ситуативный.

Литература

1. Быков А.В., Пьянков С.В. Web-картографирование: учеб. пособие. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2015. 110 с.
2. Hargitai H. Planetary Cartography and GIS: Springer International Publishing, 2019. 371 p.
3. Bai T. GIS technology applications in environmental and earth sciences: Taylor & Francis; CRC Press, 2017. 278 p.
4. Саранча М.А. Потенциал и организация развития туризма в Удмуртской Республике: географический анализ и оценка на основе географических информационных систем. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 220 с.
5. Shekhar S., Hui Xiong, Xun Zhou. Encyclopedia of GIS: Springer, 2017. 2504 p.
6. Mapbender. URL: https://mapbender3.org/ (дата обращения: 20.11.2019).
7. Openlayers. URL: https://openlayers.org/ (дата обращения: 20.11.2019).
8. Geomajas. URL: http://www.geomajas.org/ (дата обращения: 20.11.2019).
9. Leaflet. URL: https://leafletjs.com/ (дата обращения: 20.11.2019).
10. GeoServer. URL: http://geoserver.org/ (дата обращения: 20.11.2019).
11. Гумеров Д. И., Лигоцкий А. Н. Геопортал как элемент технологии информационного моделирования и корпоративной системы управления проектами // САПР и ГИС автомобильных дорог. Томск: ООО «ИндорСофт». 2017. №1 (8). C. 66-72.
12. Саранча М.А. Конкурентоспособность туристской сферы стран мира как основа устойчивого развития: методология и результаты оценки // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 1. С. 18-24.
13. Путеводитель по Подмосковью. URL: https://welcome.mosreg.ru/ (дата обращения: 04.12.2019).
14. Интегративная модель образования в сфере туризма: учеб.-метод. пособие / колл. авт.; под ред. А.А. Федулина. Черкизово: Изд-во ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2017. 84 с.
15. Зырянов А.И. География туризма: от теории к практике: монография. Пермь: Изд. центр Пермского гос. нац. исслед. ун-та, 2018. 416 с.
16. Hall C.M., Page S.J. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2014. 470 p. doi: 10.4324/9780203796092.
17. Pearce D.G. Frameworks for Tourism Research. Wallingford: CAB International, 2012. 210 p. doi: 10.1079/9781845938987.0000.
18. Weaver D.B., Lawton L. Tourism Management. Milton, Queensland: John Wiley & Sons, 2014. 430 p.

Поступила в редакцию 2019-12-06
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
534-543