ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В КРУПНОМ ГОРОДЕ (НА ПРИМЕРЕ г. ИЖЕВСКА)

  • Валерий Петрович Сидоров
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Павел Юрьевич Ситников
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: автомобилизация, транспортные потоки, точки автопритяжения, парковочное пространство, платные парковки

Аннотация

Одной из важнейших составных частей территориального социально-экономического комплекса города (особенно - крупного) является система городского пассажирского транспорта, которая состоит из двух подсистем: городского общественного транспорта и личного автотранспорта. В 2000-2020 гг. многие крупные и средние города России переживают период активной автомобилизации. Ижевск в этом плане не является исключением. Уровень автомобилизации населения в последние годы возрастает как в городе, так и в Удмуртской Республике в целом. Усиливается необходимость в уменьшении потоков личного автотранспорта в сторону более активного использования транспорта общественного. Городской общественный транспорт (при всех своих значительных масштабах) имеет, как правило, 2-3 владельцев и поэтому в значительной степени управляем, чего нельзя сказать об автотранспорте личном. В приказном порядке заставить автовладельцев пересесть на общественный транспорт не представляется возможным. Но можно создать такие условия, когда житель сам не воспользуется личным автомобилем, а отдаст предпочтение общественному транспорту. Например, организовать работу единого парковочного пространства, в котором размещение платных парковок сделает невыгодным посещение многих наиболее привлекательных объектов (особенно в центральной части города) на личном автотранспорте. Пример такой актуальной работы показан в предлагаемой статье. По заказу Администрации Ижевска авторы статьи определили места наиболее оптимального размещения платных автопарковок. Выбор определялся по результатам поэтапных работ по оценке: размещения потенциала общественного транспорта Ижевска, интенсивности транспортных потоков, плотности населения, обеспеченности существующими парковочными площадками, точек притяжения автотранспорта.

Литература

1. Транспорт. Наличие транспортных средств в Российской Федерации. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения по субъектам Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения 16.11.2021).
2. Исследование пассажиропотока и совершенствование организации маршрутных перевозок пассажирским транспортом на территории города Ижевска в целях подготовки документа планирования: научно-исследовательская работа / Н.В. Догадина, А.А. Кашин, А.Ф. Кудрявцев и др.; под ред. В.П. Сидорова. Ижевск: лаборатория «UrbanGEOlab”, 2016. 185 с.
3. Сидоров В.П. Городской пассажирский транспорт: потенциал развития // Современные исследования основных направлений технических и общественных наук: сб. науч. тр. междунар. науч.-теорет. конф. Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации». Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2017. С. 210-212.
4. Журкин И.Г., Цветков В.Я. ГИС и геомаркетинг // Изв. высш. учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 1998. №3. C. 146-150.
5. Ситников П.Ю. Применение ГИС в геомаркетинговых исследованиях // Проблемы региональной экологии и географии: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию конструктора М. Т. Калашникова и 100-летию профессора С. И. Широбокова. Ижевск: Удм. ун-т, 2019. С. 264-267.
6. Концепция развития транспортной системы Красноярска / Министерство транспорта Российской Федерации, ООО «ОТСлаб», Санкт-Петербург. М.-СПб.-Красноярск, 2016. 58 с.
Поступила в редакцию 2021-11-22
Опубликована 2021-12-30
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
474-483