СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА УДМУРТОВ БАШКОРТОСТАНА

  • Ева Тулуз
    • Институт восточных языков и цивилизаций, Париж
  • Лаур Валликиви
    • Тартуский университет
Ключевые слова: деревенские моления, закамские удмурты, коллективные моления, моления керемет / луд, ограждения, преемственность, преобразования в сельском хозяйстве, ротация полей, священные места, перемещение священных мест, советская антирелигиозная политика, стабильность, степени священности, язычество

Аннотация

В статье представлены данные и размышления о священных местах закамских удмуртов. В сфере интересов исключительно такие, где проводятся коллективные моления, но здесь не рассматриваются семейные обрядовые места. Во-первых, в статье они представлены с точки зрения преемственности традиции, показана значительная устойчивость священных мест, несмотря на то что преобразованиями в сельскохозяйственной системе больше не практикуется ротация в использовании полей, а в результате - исчезла ротация и в использовании священных мест. Главные изменения в выборе мест связаны с антирелигиозной политикой советского периода. Иногда случалось, что партийные работники прекращали моления и пинали, опрокидывая котлы с жертвенной пищей. Интерес представляет новое явление: огораживание священных мест и не только мест проведения молений керемет / луд , но даже тех, где ограды еще нет, растет желание их построить. Вероятно, это связано и с разной степенью почитания (священности) мест. Однако изучение этого вопроса требует дополнительных полевых исследований.

Литература

1. Анисимов Н. В. Обряд поминования йыр-пыд сётон киясовских удмуртов // Филологические исследования на рубеже XX-XXI веков: Традиции, новации, итоги, перспективы. Сыктывкар, 2012. С. 23-26.
2. Черных А. В. Святилища куединских удмуртов в конце XIX-XX в. // Культовые памятники Камско-Вятского региона / Ред. Н. И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 101-118.
3. Миннияхметова Т. О современном состоянии священных мест закамских удмуртов (на примере деревни Байшады Бураевского района Башкортостана) // Культовые памятники Камско-Вятского региона / Ред. Н. И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 125-134.
4. Minnijahmetova Tatyjana. Az ismeretlen ismerős. Tanulmányok a baskortosztáni udmurtok vallásáról. Budapest: MTA BTK Néprajztudományi intézet, PTE Néprajz-kulturális Antropológia tanszék és L’Harmattan, 2015.
5. Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов. Общая характеристика и типология // Культовые памятники Камско-Вятского региона / Ред. Н. И. Шутова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. С. 119-123.
6. Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.
7. Садиков Р. Р. Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (сохранение и преемственность традиции). 2011 (рукопись). Р. 339.
8. Toulouze Eva, Vallikivi Laur. Les langues dans un miroir déformant: Que reflète le recensement russe de 2010 en matière de langues finno-ougriennes? // Études finno-ougriennes. N 47/ Paris: L’Harmattan-ADEFO, 2015. Р. 7-43.
9. Toulouze Eva. Some Ideas about Continuity and Revitalization in the Udmurt Spring Rituals in Bashkortostan // Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре: сб. статей, посвящ. 30-летию кафедры философии, истории и теории мировой культуры СГС ПУ и 15-летию ГУСО «Дом дружбы народов». Самара, 23-25 июня 2016 г. Самара, 2016. С. 17-21.
Поступила в редакцию 2016-08-17
Опубликована 2016-10-28
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
146-155