СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СЕЛЬСКОЙ ЖЕНЩИНЫ-УДМУРТКИ В 1940-1960-е гг.: СЮЖЕТЫ И СЦЕНАРИИ (НА ПРИМЕРЕ ГЛАЗОВСКОГО РАЙОНА УДМУРТИИ)

  • Татьяна Николаевна Русских
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы, УдмФИЦ УрО РАН
  • Диана Габдулловна Касимова
    • ФГБОУ ВО «Глазовский Государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»
Ключевые слова: социальная роль, колхозница, жена, мать, удмуртка, самопрезентация, послевоенный период, брачный дискурс, ухаживание, свадьба, магические практики, национальная школа, колхоз

Аннотация

Общество задаёт женщинам предопределенные культурой сценарии самореализации, но каждая из них избирает и реализует их исходя из собственной мотивации. В статье посредством дискурс-анализа полевых материалов, собранных в ходе этнографической экспедиции в Глазовском районе Удмуртии, представлены сюжеты повседневной жизни деревенских удмуртских женщин 1930-х гг. рождения, детство и юность которых пришлись на годы Великой Отечественной войны, а вторичная социализация - на послевоенные годы. В фокусе внимания авторов три ипостаси этих женщин: труженицы, жены и матери. Данная статья не социологического характера, так как в ней нет анализа всей генеральной совокупности деревенских женщин-удмурток изучаемого периода. В ней обобщены биографические описания уникальных судеб отдельных женщин, оказавшихся в типичных обстоятельствах. Самореализация и социализация женщин 1930-х гг. рождения пришлись на ситуацию ломки традиционного уклада жизни. Новая эпоха предъявляла новые требования. Отвечая на вызовы времени, информантки пытались реализовывать обусловленные традицией и временем социальные сценарии. Но следование традиционным ценностям и установкам, усвоенным с детства, породило уникальные жизненные сюжеты. Великая Отечественная война, тяжелые условия труда и быта на фоне кардинальных изменений традиционного образа жизни порождали в людях депрессивные состояния. Респондентки были вынуждены выполнять мужские функции: осваивать технику, строить дом, воспитывать и поднимать на ноги своих детей. Реализуя себя в мужской сфере и примеряя на себя мужские роли, они сталкивались с негодованием и сопротивлением в социальном окружении.

Литература

1. Анисимов Н. В. Алама/урод ин(ь)ты ׳плохое место׳ в этнокультурном ландшафте удмуртов: коммуникативный аспект // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. Т. 10. Вып. 3. С. 43-55.
2. Байбурин А. К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Этнографическое обозрение. 1985. № 2. С. 36-46.
3. Байбурин А. К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору: Сб. статей памяти С. А. Токарева. М., 1994. С. 35-48.
4. Васильева О. И., Воронцов В. С. Национальная школа Удмуртии: история и современность // Ежегодник финно-угорских исследований. 2013. № 2. С. 70-85.
5. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
6. Владыкина Т. Г. Мифология визуального и акустического в коммуникативном поведении удмуртов // Вестник Удмуртского университета. 2008. № 5. Вып. 1. С. 83-88.
7. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М.: Изд-во «Индрик», 1995. 432 с.
8. Коммуникативные конвенции и социальные сценарии: Филологический практикум / Сост. С. Б. Адоньева, С. О. Куприянова. СПб.: Пропповский центр, 2014. 336 с.
9. Назмутдинова И. К. Семейный этикет в системе традиционной культуры удмуртов. Ижевск: Изд-во «Шелест», 2017. 224 с.
10. Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 440 с.
11. Попова Е. В. Удмурты в этнически смешанных селениях Урало-Поволжья: опыт соседства // Этнографическое обозрение. 2010. № 6. С. 66-80.
12. Рис Н. Гендерные стереотипы в Российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 44-52.
13. Уваров С. Н. Этнодемографические процессы в Удмуртии в 1959-1989 гг. Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2018. 154 с.
14. Христолюбова Л. С. Трактористки Удмуртии военных лет. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2015. 380 с.
15. Шкляев Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 300 с.
16. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.
Поступила в редакцию 2018-05-14
Опубликована 2018-10-10
Раздел
ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ
Страницы
165-177