МИНИ-ТРЕХЧАСТНОЕ РИТМИЧЕСКОЕ КЛИШЕ И ЖАНР В ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ ЕЛАБУЖСКИХ МАРИ И ТАТАР-КРЯШЕН

  • Наиля Юнисовна Альмеева
    • ФГБНИУ Российский институт истории искусств
Ключевые слова: песенная традиция, ритмическое клише, елабужские мари, татары-кряшены

Аннотация

В свое время на базе изучения песенного фольклора татар-кряшен автором этих строк был предложен термин «ритмическое клише» (сокращенно «ритмоклише»), обозначающий неизменно устойчивые квантитативные ритмические композиции неквадратной структуры, служащие основой мелострофы традиционных песен. Это - ритмический «костяк» мелодического периода из двух предложений, который, как правило, соответствует полустрофе четверостишия. Термин был сформулирован на материале обрядового песенного фольклора татар-кряшен, в котором тотально клишированы все напевы, и в котором явление выступало как признак жанра. В процессе этого исследования был составлен каталог ритмических клише, на которых базируются песни кряшен, и предложено использовать ритмоклише как средство анализа обрядовых мелодий народов Поволжья определенных этнографических групп тюркских и финно-угорских этносов региона, в фольклорных традициях которых обнаруживается сходство таких ритмических структур. В число таких этнических общностей входят и восточные мари. В статье впервые рассматривается локальная песенная традиция елабужской группы восточных мари сквозь аналитическую призму ритмического клише - термина, предложенного автором и четко маркирующего музыкальную структуру обрядового напева. Явление ритмического клише позволяет также убедиться в культурно-историческом родстве песенных традиций и поставить вопрос об их генетическом родстве.

Литература

1. Альмеева Н. Ю. Песенная культура татар-кряшен: жанровая система и многоголосие. Дисс. … канд. иск. Л., 1986. 152 с.
2. Альмеева Н. Ю. Ритмические клише и мелодическая заменяемость в песнях татар-кряшен // Народная песня: история и типология. Л., 1989. С. 157-165.
3. Альмеева Н. Ю. Песни татар-кряшен. Вып. 1. «Пестречинская (примёшинская) группа» / Под общ. ред. И.И. Земцовского. СПб.-Казань, 2007.
4. Герасимов О. М. К вопросу о структуре народных песен елабужских мари // Вопросы марийского фольклора и искусства. Йошкар-Ола, 1977. С. 91-123.
5. Герасимов О. М. Марийские песни из Татарии и Удмуртии. Серия «Из коллекции фольклориста» / Под ред. Э.Е Алексеева. М.: Сов. композитор, 1978. 47 с.
6. Герасимов О. М. «Элнет кундемынпоялныкше» - «Музыкальный фольклор елабужских мари». Йошкар-Ола, 1997. 239 с.: с нот.
7. Герасимов О. М. К постановке вопроса об этномузыкальных связях елабужских мари и кряшен // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами: Сб. ст. Таллин, 1980. С. 267-274.
8. Нигмедзянов М. Н. Татарские народные песни. М., 1970. 184 с.
9. Нигъмәтҗанов М. Н. Татар халыкжырлары (Татарские народные песни). Казань, 1976. 215 с.
10. Vikár L., Bereczki G. Cheremis Folksongs. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1971. 544 p.
11. Vikár L., Bereczki G. Tatar Folksongs. Budapest: Akadémiai Kiadó, 1999. 516 p.
Поступила в редакцию 2018-09-20
Опубликована 2019-03-25
Раздел
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Страницы
130-134