НОВЫЕ ОБРАЗЫ ОБСКО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СЛЕДЫ ИСЛАМА В РЕЛИГИОЗНОМ ОРНАМЕНТЕ
Аннотация
На основе анализа уникальной коллекции предметов декоративно-прикладного искусства XVII-XXI вв. в статье рассматривается процесс трансформации культуры обских угров, отражающий формирование группы с синкретичной культурой (обско-угорских иштяков). Действие фронтира через контакты с сибирскими татарами привело к обогащению культуры благодаря внешним заимствованиям. Автор обращает внимание, что обские угры были готовы к культурной трансформации в рамках принятия иных, но необходимых для выживания норм. В статье подчеркивается, что православные миссионеры «опоздали» в отношении этой части обских угров, так как к XVIII в. ислам (в региональном варианте) уже стал частью их духовной и повседневной жизни. Эволюционные процессы привели к новым явлениям в угорской культуре. Автор анализирует декоративное украшение фелони на деревянных скульптурах Николая Можайского XVII в., сопоставляя его с орнаментами коренного населения Севера, предметами, относящимся к христианской и мусульманской культурам. Внимание автора привлек шахматный орнамент. В процессе анализа выдвигаются несколько гипотез его происхождения: от связи с греческо-православной культурой до отражения в нем северных традиций и мусульманского орнамента - гириха в его сибирском варианте: именно на последний вариант сделан в статье основной акцент. Обско-угорская культура синкретична по своему содержанию: охватывает самые разнообразные формы обычаев, веры, языка, быта. В представленной статье автор вносит определенный вклад в исследование данной проблематики, освещая одну из сторон самобытной обско-угорской культуры.
Литература
- Агджоян А. Т., Балановская Е. В., Падюкова А. Д. и др. Генофонд сибирских татар: пять субэтносов – пять путей этногенеза // Молекулярная биология. 2016. Т. 50. № 6. С. 978–991.
- Богордаева А. А. Состав и особенности шаманской атрибутики ваховских хантов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. № 11. С. 125–132.
- Бортникова Ю. А. Исламо-угорский синкретизм в оформлении «Грамоты хранителя Юрумской астана» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 1. С. 147–153.
- Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992. 136 с.
- Лица Сибири. Фотокаталог. Режим доступа: http://loveopium.ru/fotografiya-2/lica-sibiri.html (дата обращения 17.08.2018).
- Маслюженко Д. Н. Деятельность суфийских орденов на территории Тюменского и Сибирского ханств // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 5–9.
- Нуми Торум. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text (дата обращения 17.08.2018).
- Официальный сайт Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Скульптура. Режим доступа: http://tiamz.ru/ru/cast_iron (дата обращения 17.08.2018).
- Официальный сайт Пермской государственной художественной галереи. Режим доступа: http://permartmuseum.ru/gallery/show/image/486 (дата обращения: 17.08.2018).
- Рахимов Р. Х. Грамота хранителя Юрумской астаны (новый источник об исламизации Сибири // Земля Тюменская: ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Тюмень, 2005. Вып. 18. С. 178–191.
- Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. Санкт-Петербург, 2003. 322 с.
- Сподина В. И. Изображения человека в культуре обских угров: мировоззренческий аспект // Современная финно-угорская филология: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 2016. С. 342–363.
- Утварь обских угров (ханты и манси): альбом этнографических рисунков. Т. 1 / ред.-сост. Т.А. Молданова. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. 234 c.
- The Jews. A treasury of Art and Literature. New York: Beaux Art Edition, 1992. 384 p.
- Naumenko O. N, Naumenko E. A. The Ob Ugrians-Muslims: Historical and Psychological Factors of the Islam Penetration in the Traditional Culture // Bylye Gody. 2018. Vol. 49. Is. 3. P. 931–939.
Опубликована 2019-06-25