ИЗ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ КОМИ-ЗЫРЯН: ВО ВОИС ‘ГОД ПРИШЕЛ - УРОЖАЙ ДОШЕЛ’

  • Анатолий Васильевич Панюков
    • Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН
Ключевые слова: фольклор, этнография, коми-зыряне, коми язык, локальная традиция, народная терминология, хрононимы, земледельческая обрядность

Аннотация

Статья посвящена календарной обрядности осеннего Кузьмы-Демьяна и связанной с этой датой фольклорной формуле «Кузьма-Демьян во воис», не имеющей однозначного перевода. В результате возникшего в языковой картине коми-зырян случайного наложения языковых гнезд во ‘год’ и во- ‘приходить, прибывать, поспевать’, во ‘урожай’, особый, «годовой» статус дня Кузьмы-Демьяна не закрепился на уровне многочисленных языковых аттракций, соединивших в фольклорном тексте два ключевых понятия: «завершение сбора урожая» и «завершение года». Не менее важно, что этот вектор развития формулы во воис взаимосвязан с целым рядом окказиональных сдвигов, определивших специфику обрядового наполнения Кузьма-Демьяновских братчин коми-зырян. Здесь и адаптация к хозяйственной деятельности, и гендерное «перераспределение», закрепившее за этой осенней датой статус всеобщего женского праздника с братчинным пиром, символизирующим завершение земледельческого года. Собственно языковые аттракции между двузначным во ‘год/урожай’, «касьяновым годом» и «демьяновым месяцем», выдвигающие на первый план тему «богатства - бедности/несчастья». В свою очередь, эта тема фиксируется в окказиональном хронониме Демьян Бедный, возобновляющем исконный, агиографический контекст праздника. Сказанное позволяет говорить о существовании в системе традиции механизмов самоорганизации, определяющих из множества несвязанных и случайных факторов общий вектор своего развития.

Литература


  1. Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2011. 318 с.

  2. Дукарт Н. И. Святочная обрядность коми конца XIX – начала XX вв. // Традиционная культура и быт народа коми. Труды Ин-та языка, литературы и истории КФ АН АН СССР. Сыктывкар. 1978. Вып.20. С.91–104.

  3. Конаков Н. Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды. Коми книжное издательство, Сыктывкар. 1993. 128 c.

  4. Колегова Н. А., Бараксанов Г. Г. Среднесысольский диалект коми языка. М.: Наука, 1980. 226 с.

  5. Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар,1999. 432 с.

  6. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб.: Азбука-классика, 2007. 768 с.

  7. Панюков А. В., Савельева Г. С. Храмовые и заветные праздники в Коми крае // Paleoslavica. Cambridge – Massachusetts, 2006. V. IV. P. 262– 286.

  8. Плесовский Ф. В. Коми кывтэчасъяс (Коми фразеологизмы). Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980. 176 с.

  9. Савельева Г. С. К реконструкции коми традиционной молодежной культуры: братчина // Фольклористика коми. (Труды ИЯЛИ Коми научного центра). Сыктывкар, 2002. Вып.61. С.73–90.

  10. Сахарова М. А., Сельков Н. Н. Ижемский диалект коми языка. Сыктывкар, 1976. 288 с.

  11. Сорвачева В. А. Нижневычегодский диалект коми языка. М.: Наука, 1978. 228 с.

  12. Сорвачева В. А., Безносикова Л. М. Удорский диалект коми языка. М.: Наука, 1990. 283 с.

  13. Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов / Сост. Жилина Т. И., Сахарова М. А., Сорвачева В. А. Сыктывкар, 1961. 492 с.

  14. Толстая С. М. Полесский народный календарь. (Традиционная духовная культура славян: Современные исследования / РАН, Ин-т славяноведения). М.: Индрик, 2005. 599 с..

  15. Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье: праздники и обряды кон. ХIХ – сер. ХХ в. Ч. 2. Зима. Пермь: Пушка, 2007. 368 c.

Поступила в редакцию 2019-08-19
Опубликована 2019-09-25
Раздел
Фольклористика
Страницы
429-438