ЖЕНСКАЯ ДРАМА КОМИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

  • Наталья Васильевна Горинова
    • Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
Ключевые слова: коми литература, женская драматургия, Елена Козлова, Нина Куратова, Нина Обрезкова, гендер, гендерные стереотипы, «женская тема», женский дискурс, героиня, социальные роли, конфликт, интрига, характеры

Аннотация

Начало ХХI в. открыло новую страницу в развитии литературы коми, связанную с небывалой ранее активностью авторов-женщин на драматургическом поприще. В 2000-е гг. к драматургическим жанрам обратились уже широко известные коми прозаики Нина Куратова, Елена Козлова и не менее популярная коми поэтесса Нина Обрезкова. Обратившись к новому для себя драматургическому жанру, каждая писательница привнесла органичные особенности в палитру драматургической поэтики, обогащая и обновляя национальную культуру. Данную работу мы посвятили исследованию специфики женской драматургии коми. Гендерный подход и метод сопоставительного анализа позволил выявить особенности женской драматургии коми. Женская драматургия коми не стереотипна и не клиширована: в пьесах драматургов нет схожести в построении фабулы сюжетов и раскрытии характеров. Пьесы Н. Куратовой, Е. Козловой и Н. Обрезковой отличаются и между собой, и от пьес мужчин-драматургов коми. Речь идет не только о воспроизведении женщинами-драматургами в пьесах женского характера и сугубо женской бытовой действительности, но и о воспроизведении женского мирочувствования, женского понимания мира. В женской драме коми ощутимо желание женщины жить в гармонии с миром, постоянно ощущать безопасность, устраивать семейный уют, хранить и передавать последующим поколениям семейные ценности, дарить окружающим любовь и уважение (Куратова). Также женская драма передает ту боль, которую испытывает представительница слабого пола, строя свои отношения с мужчинами, ощущая их давление и даже насилие (Козлова). Женская драма выявляет изменение женщины в современном обществе, обретение ею новых социальных ролей, обретение ею мужских черт на фоне духовного ослабевания мужчин (Обрезкова). Так, женское самосознание проникает в драматургическое пространство коми, открывая новые пути в художественном осмыслении реалий действительности, обогащая эстетическую парадигму литературы коми.

Литература

1. Абашева М. П., Воробьева Н. В. Русская женская проза на рубеже ХХ-ХХI вв. Учеб. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во ПОНИЦА, 2007. 175 с.
2. Афанасьев А. Ф., Бреева Т. Н. Гендерный аспект изучения литературы. Учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, Наука, 2017. 96 с.
3. Болотова Г. В. Жанровые модификации современного женского текста Республики Коми // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций. В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. С. 24-28.
4. Горинова Н. В. Поэтика пьесы Н. Обрезковой «Духовна» // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. № 2. С. 79-91.
5. Демин В. «Мне слова твои запали в душу…» (А. Мишарина) // Демин В. На небе звезда. Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1995. С. 264-268.
6. Ельцова Е. В., Горинова Н. В. Елена Васильевна Козлова // Писатели Коми: биобиблиогр. слов. в 2 т. Т. 1 / ГБУ РК «Нац. б-ка Респ. Коми», ФГБУН «Ин-т яз., лит. и истории КНЦ УрО РАН». Сыктывкар: Анбур, 2017. С. 450-455.
7. Золотухина О. Б. Гендерные исследования // Золотухина О.Б. Психологизм в литературе. - URL: grsu.by/psihologism_lit/3-gendernye-issledovaniya.htm. (дата обращения: 27.08.2018).
8. Коростылева Н. Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (Исследование гендерного конфликтогенеза). М.: Изд-во «Библионика», 2005. 238 с.
9. Латышева В. А. Женская лирика коми // Латышева В. А. Классики и современники. Статьи о литературе. Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 2005. С. 114-133.
10. Латышева В. А. Нина Обрезковалöн сöстöм юкмöс (Чистый колодец Нины Обрезковой) // Войвыв кодзув (Северная звезда). 2006. № 5. С. 54-59.
11. Малева А. В. Лирика коми поэтессы Нины Обрезковой: аспекты поэтики. Филологический класс. 2012. № 4. С. 134-137.
12. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в гендерном аспекте: учеб. пособие по спецкурсу. Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2001. 88 с.
13. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): автореф… дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2007. 21 с.
14. Федорова Л. П. Художественно-эстетические поиски удмуртской женской поэзии начала ХХI в. // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 301-306.
15. Хачмафова З. Р. Концептуальная направленность женской прозы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. № 2. С. 28-33.
16. Bartens R. Näkökulma kominkieliseen vuosituhannen vaihteen lyriikkaan (Взгляд на перемены коми лирики на рубеже тысячелетий) // Suomalais-Ugrilasen Seuran Aikakauskirja 90. Helsinki, 2004. S. 7-56.
17. Demin V. Neli komi laulu // Neli komilannat. Нёль коми сьылан. Тallin: Virgela, 1998. Р. 9-13.
18. Eltcova Е. Die Darstellung von Stadt und Land in der modernen komi-syrjanischen Dichtung // Ulrike Kahrs, Monika Schötschel. Litertursoziologishe Entwicklungen bei Wolgafinnen und Permien (1985-2008). Verlag Dr.Kovač. Hamburg, 2011. 163-182.
19. Mezítlábas felhőjáró. Három dráma. Badacsontördemic: Nemzetek Háza. Collegium Fenno-Ugricum, 2015. 156 old.
20. Obrezkova N. Нинпу. Linde. Le tilleul. Hársfa. Липа. Literat Ural / Redigit János Pusztay. Badacsonytördemic: Nemzetek Háza. Сollegium-Fenno-Ugricum, 2015. 43 old.
21. Obrezkova N. Нинпу. Ninnepuu. Lime-tree. Липа. Tallin: Kirjastuskeskus, 2007. 86 lk.
22. Paljajalu pilvedel. Valik soome-ugri rahvaste näidendeid. Toim. T. Vallikivi. Tõlk. A. Valton, J. Õispuu, N. Kuznetsov. Tallinn: Kirjastuskeskus, 2016. 560 lk.

Поступила в редакцию 2019-09-20
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
643-652