КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА МАРИ КАК СИМВОЛЫ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Владимир Геннадьевич Кудрявцев
    • ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Ключевые слова: марийская культура, зодчество, культовые места, малые архитектурные формы, символы культурной идентичности, семантика, язычество

Аннотация

Статья посвящена изучению культовых мест в традиционной марийской культуре, которые находятся в разной степени сакральности. Они до настоящего времени сохранили артефакты и символы, формирующие культурную идентичность народа. Марийская религия в наибольшей полноте местных традиций хранит систему языческих культов и обрядов. Тенденция к возрождению языческой религии и созданию религиозных организаций и общин связана с общим подъемом национального самосознания. Это стало необходимо в контексте национальных движений как средство этнической самозащиты и фактор этнокультурного возрождения. Самобытные этнокультурные традиции и формообразующие элементы народного зодчества актуальны и важны при проектировании современных архитектурных комплексов и создании малых архитектурных форм в народном зодчестве, ландшафном дизайне, формировании этнокультурной среды. Дальнейшая сакрализация культовых мест будет способствовать сохранению природных памятников и проявлению артефактов и символов культурной идентичности.

Литература

1. Антропологическая комплексная экспедиция Московского государственного университета. 1929 // НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 289. Тетр. 3.
2. Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 278-78 а, б. Кн. 1.
3. Холмберг У. Религия черемис // НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 94.
4. Байбурин А. К. «Строительная жертва» и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения чл.-корр. АН СССР Д.К. Зеленина). Л.: Наука, 1979. С. 155-162.
5. Бовина О. П. Чувашская киреметь: традиции и символы в освоении сакрального пространства // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 39-65.
6. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. 1994. Ижевск: Удмуртия. 384 с.
7. Георгис Д. Ж (Любомир). Круг Языческой традиции // Эволюция. 2003. № 1. С. 65-69.
8. Евсевьев Т. Е. Основные черты быта марийцев // НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 80.
9. Егоров Ф. Материалы по истории народа мари / Козьмодемьянск, 1929. 110 с.
10. Ефремова Д. Ю. Культовые памятники марийцев VI - XIX вв. (по археологическим материалам). 2005 // http:// komanda-k.ru. Дата обращения 17.08.2019.
11. Калиев Ю. Культ Керемета // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1996. № 1. С. 86-94.
12. Калиев Ю. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: МарГУ, 2003. 216 с.
13. Каппелер А. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / пер. с нем.: С. М. Червонная. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
14. Козлова К. И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1964. 174 с.
15. Косарев М. Ф. Основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам. М.: Ладога-100, 2003. 352 с.
16. Климов К. М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. Ижевск: Издат. дом «Удмурт. ун-т», 1999. 320 с.
17. Крюкова Т. А. Материальная культура марийцев XIX века. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1956. 159 с.
18. Кудрявцев В. Г. 2000а. Культовое зодчество марийцев // Финно-угроведение. 2000. № 1. С. 31-42.
19. Кудрявцев В. 2000б. Культовое место и религиозная практика мари // Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarium 7-13.8.2000 Tartu. Pars VII. Tartu, 2000. P. 382-384.
20. Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. 120 с.
21. Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария (отдельный оттиск из «Этнографического обозрения». Кн. LXIV). М., 1905.
22. Марийцы: проблемы социального и национально-культурного развития. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2000. 210 с.
23. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл (по материалам социологического исследования 1994 г.). Йошкар-Ола, 1995.
24. Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья (по археологическим материалам). Йошкар-Ола: МарНИИ, 2002. 432 с.
25. Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л.: Стройиздат, 1972. 119 с.
26. Пермиловская А. Б. Домовые росписи как источник для архитектурно-этнографического анализа традиционной культуры Русского Севера // Орнаментика в артефактах традиционных культур. Материалы Пятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб, 2016. С. 9-13.
27. Попов Н. С. На марийском языческом молении // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 130-145.
28. Попов Н. С. К истории возрождения марийских традиционных молений в конце XX века // Этническая культура марийцев (традиции и современность). Йошкар-Ола, 2002. С. 92-120.
29. Религиозное сознание населения Республики Марий Эл (материалы социологических исследований 1994 и 2004 гг.). Бюллетень. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2005. 363 с.
30. Словарь марийского языка. Т. III. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1994. 501 с.
31. Смирнов И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань: ИОАИЭ, 1889. 212 с.
32. Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел. Конец XIX - начало XX в. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1985. 172 с.
33. Элиаде М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
34. Ярыгин А. Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Мар. кн. издат., 1976. 76 с.
35. Harva-Holmberg U. Die Religion der Tscheremissen. Porvoo. 1926.

Поступила в редакцию 2019-09-20
Опубликована 2019-12-25
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
678-687