МАСЛЕНИЦА В НАРОДНОМ КАЛЕНДАРЕ БЕСЕРМЯН: ВРЕМЕННЫЕ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ПИЩЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

  • Елена Васильевна Попова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН
Ключевые слова: бесермяне, масленица, народный календарь, игры, ритуальная пища, время, пространство

Аннотация

В статье рассматриваются пищевые, временные и пространственные параметры Масленицы ( маченча, мачинча ) в народном календаре и их трансформация в современном обряде бесермян. Временные параметры праздника были ограничены масленичной неделей - последней перед Великим постом, где регламентировались начало и завершение этого периода, некоторые виды работ, формы развлечений и трапез. Пространственные параметры обряда, как и движение (катание), имели продуцирующий характер, направленный на получение хорошего урожая (льна), и были связаны с женскими ремеслами. В дни Масленицы объекты ландшафта: гора, улица, центр села - были местом праздничных катаний, гуляния, встреч. Обряды Масленицы отражали социальные изменения некоторых жителей и чествования членов деревенского сообщества, семьи, социально-возрастных групп в их новом статусе: молодоженов, молодух, девушек и парней брачного возраста. Трапезы, визиты к родным и праздничные обходы молодежи деревни с угощением были частью праздника. Основное его блюдо - небольшие лепешки табань из дрожжевого теста . Как общественное событие современная Масленица отсылает к празднику «Проводов русской зимы», с изменением пространственных, временных и пищевых параметров традиционного обряда. Статья основана на полевых материалах, наблюдения за современным обрядом.

Литература

1. Бойкова Е. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов: Материалы исследования. Ижевск, 1992. Вып.1. (Удмуртский фольклор). 191 с.
2. Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 318 с.
3. Гаврилова К. А. Возвращение народной культуры народу: Правильная Масленица и методическое руководство сельской самодеятельностью // Этнографическое обозрение. № 6. 2016. С. 27-43.
4. Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. СПб.: Тропа Троянова, 2009. ( Русская этнография). 479 c.
5. Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск, 1999. 272 с.
6. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Идоложертвенный ритуал древних вотяков по его следам в рассказах стариков и в современных обрядах. Эскиз II. Вятка, 1888. 140 c.
7. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). Репринтное воспроизведение. СПб., 1994. 368 c.
8. Попова Е. В. Календарные обычаи и обряды бесермян. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. 253 c.
9. Попова Е. В. Праздничное общение молодёжи: игры и развлечения (по календарным обрядам бесермян) // Традиционное поведение и общение удмуртов. Ижевск, 1992. С. 61-74.
10. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX-начало ХХ в. М: Наука, 1979. 287 с.
11. Тульцева Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. М: Наука, 1985. 191 с.
12. Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Часть II. Зима. Пермь: Пушка, 2007. 365 с.
13. Усачёва М. Н., Архангельский Т. А., Бирюк О. Л., Иванов В. А., Идрисов Р. И. Тезаурус бесермянского наречия. Имена и служебные части речи (говор деревни Шамардан) / Ред. Усачёва М. Н. Москва: Издательские решения, 2017. 540 c.
14. Штейнфельд Н. П. Бесермяне. Опыт этнографического исследования // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895. Вятка, 1894. С. 220-259.
15. Munkácsi B. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D. R. Fuch // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, 102. Helsinki, 1952. In German.

Поступила в редакцию 2019-09-20
Опубликована 2019-12-25
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
697-710