ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ НА УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ В БАШКОРТОСТАНЕ)

  • Фаиль Габдуллович Сафин
    • Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - ОСП ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра РАН
  • Эльвира Анваровна Мухтасарова
    • Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском
  • Айгуль Ильясовна Халиулина
    • Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева - ОСП ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра РАН
Ключевые слова: родной язык, школьное образование, удмуртский язык, русский язык, обучение, изучение, учительские кадры, Башкортостан, роль языка, учебный год, многонациональный регион, языковая политика, этнические группы, этноязыковая ситуация

Аннотация

В статье, на материалах текущего архива Министерства образования Республики Башкортостан, предпринята попытка исследовать сохранение родного языка на примере школьного образования на удмуртском языке в 1970-2018 гг. Цель исследования - раскрыть влияние языковой политики на сохранение родного языка в многонациональном регионе. Анализ динамики сети национальных школ на удмуртском языке за указанный период выявил тенденцию резкого сокращения количества школ и численности обучавшихся на родном языке. Это привело к утере родного удмуртского языка в пользу русского. Основная причина - в переводе удмуртских школ на русский язык обучения, который осуществлялся в рамках языковой политики партии и правительства в 1970-е гг. Усиление роли русского языка в учебном процессе в национальных республиках проходило в несколько этапов и продолжалось до конца 1980-х гг. К этому времени в Республике практически все школы с удмуртским языком были переведены на русский язык обучения. Удмуртский язык стали изучать только как предмет. В постсоветский период в Башкортостане удмуртская школа коренных изменений не претерпела. Удмуртский язык в основном изучается как предмет, а в ряде школ в начальных классах обучение идет на родном удмуртском языке.

Литература

1. Архив Министерства образования Республики Башкортостан (АМО РБ). Ф. 798. Оп. 9. Д. 4883, 6208, 6358.
2. Байкузина Н. С., Парамонова Л. Н. Букварь: Учебник для четырехлетней начальной школы. 2-е изд. Ижевск: Удмуртия, 2011. 128 с.: ил.
3. Байтерякова Ю. Т. Удмуртский язык: Учебник для 2 класса. На удмуртском языке. Ижевск: Удмуртия, 2002. 200 с.: ил.
4. Байтерякова Ю. Т. Удмуртский язык: Учебник для 3 класса. На удмуртском языке. Ижевск: Удмуртия, 2005. 208 с.: ил.
5. Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А., Никольская Г. Н., Тараканов И. В., Широбокова С. Н. Удмуртский язык. 6 класс: Учебное пособие. На удмуртском языке / Под общей редакцией Л. В. Вахрушевой. Ижевск: Удмуртия, 2016. 240 с.
6. Вахрушева Л. В., Горбушина Г. В., Ермокина Н. А., Широбокова С. Н. Удмуртский язык. 6 класс: Учебное пособие. На удмуртском языке / Под общей редакцией Л. В. Вахрушевой. Ижевск: Удмуртия, 2017. 208 с.
7. Воронцов В. С., Семенов Ю. В. Удмуртская Республика. Активная позиция школы и родителей // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы (ред. Степанов В.В.). Вып. 1. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 108-126.
8. Журавлева А. Н., Шутов А. Ф., Пантелеева В. Г. Анай кыл (Родное слово). Учебное пособие. 8 класс. Ижевск: Удмуртия, 2009. 247 с.
9. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: в 11 т. Т. 4: Национальный состав и владение языками, гражданство. Москва, 2012. Кн. 1. 847 с.
10. Кондратьева Н. В., Герасимова А. В., Фазлеева Л. В. Здравствуй, удмуртский язык! 9 класс: Учебное пособие для русскоязычных учащихся общеобразовательных школ. На удмуртском языке. Ижевск: Удмуртия, 2016. 160 с.
11. Кузьмин М. Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России // Педагогика. 2004. № 4. С. 3-10.
12. Малютин И. П. Концепция русской школы исторически нового типа. Православный и национальный образ русской школы.Уфа, 2000.
13. Мубинова З. Ф. Российская модель этнонационального воспитания в системе образовательной политики: формирование и проблемы развития // Этнопанорама. Оренбург, 2008. № 3-4 (25). С. 71-79.
14. Национальный состав населения РСФСР, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. Москва. Республиканский информационно-издательский центр. 1990. 747 с.
15. Никольская Г. Н., Мышкина А. П. Удмуртский язык. 5 класс. / Под общ. ред. Г. Н. Никольской. На удмуртском языке. Ижевск: 3-е изд., 2004. 139 с.
16. Сафин Ф. Г. Этнополитическое развитие Башкортостана в XX веке: социолингвистический аспект. Казань: Магариф, 2004. 542 с.
17. Текущий архив Министерства образования РБ. Отдел национального образования. Сводные отчеты за 1990/91 учебный год. Отчеты за 2006-2010 уч. годы.
18. Удмуртская литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса. На удмуртском языке / Авторы-составители Г. А. Ушаков, В. Л. Шибанов. Ижевск: Удмуртия, 2003. 208 с.
19. Garipov T. The Functioning and Evolution of Minority Languages in Bashkortostan // Cultural and Language Pluralism in the Republic of Bashkortostan. Ufa, 2008. P. 124-130.
20. Trudgill P. A Glossary of Sociolinguistics / Peter Trudgill. Oxford University Press, 2003. 148 p.
Поступила в редакцию 2019-12-18
Опубликована 2020-03-27
Раздел
Языкознание
Страницы
14-24