«МАСТОРАВА» И «ДОРВЫЖЫ»: ПОЭТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

  • Александр Маркович Шаронов
    • ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга»
  • Елена Александровна Шаронова
    • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Ключевые слова: «Дорвыжы», «Масторава», героический эпос, герой, сюжет, персонаж, композиция, пантеон, М. Г. Худяков, В. М. Ванюшев, А. М. Шаронов, удмурты, эрзяне, мокшане, русские

Аннотация

В статье рассматриваются художественно-эстетические параллели в эрзянском эпосе « Масторава » и удмуртском эпосе « Дорвыжы » - героических эпосах народов финно-балто-угорского мира. Проводится мысль о том, что поэтическая общность между ними - следствие фольклорно-культурной типологии, хотя исторические связи тоже не исключаются. Сходство мотивов и сюжетов проявляется в пантеоне, во взглядах на мироустройство, в характере взаимоотношений богов и людей, в типах персонажей. Констатируется, что по поэтической природе « Дорвыжы » занимает место в ряду классических европейских эпосов, с которыми его сближают тематика, социально-культурный статус героев (культурные и социальные демиурги), взгляды на первопредков (людей-гигантов и людей современного типа), описание военных столкновений между князьями как представителями высшего уровня удмуртской государственности и отношений с соседними народами, философские воззрения удмуртов на прошлое, настоящее и будущее. Говорится об основных различиях межу « Масторавой » и « Дорвыжы» , которые заключаются в особенностях сюжетов и композиции, поэтики и эстетики произведений, их этнической философии и социальной утопии. « Масторава » смотрит в будущее с оптимизмом, в « Дорвыжы » взгляды на завтрашний день противоречивы.

Литература

1. Давид Сасунский: Армянский народный эпос. Л.: Сов. писатель, 1982. 360 с.
2. Евсевьев М. Е. Избранные труды в 5 т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. Т. 1. Народные песни мордвы. 384 с.
3. Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988. 122 с.
4. Лебедева Н. И. Современное состояние Волжской засеки // Вестник рязанских краеведов. 1925. № 4. С. 1-13.
5. Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 136 с.
6. Смирнов И. Н. Мордва. Казань, 1895. 299 с.
7. Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.
8. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963.
9. Худяков М. Г. Дорвыжы: Удмуртский героический эпос / Ред. и ком. В. М. Ванюшева и Д. А. Яшина. Ижевск: Удмуртия, 2008. 140 с.
10. Шаронов А. М. Масторава. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. 496 с.
11. Шаронов А. М., Шаронова Е. А. О некоторых особенностях эрзянского героического эпоса // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 12. Вып. 3. С. 47-60.
12. Mordwinische Volksdichtung. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben und übersetzt von Paavo Ravila. 1 Band. Helsinki, 1938. 509 s.
13. Mordwinische Volksdichtung. Gesammelt von H. Paasonen. Herausgegeben und übersetzt von Paavo Ravila. III Band. Helsinki, 1941. 343 s.
14. Mordwinische Volksdichtung. V Band. Im auftrag der Finnisch-Ugrischеn Gesellschaft von Ignatij Zorin. Durchgesechen und transkribiert von Heikki Paasonen. Übersetzt von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. Herausgegeben von Martti Kahla. Helsinki, 1977. 525 s.
15. Mordwinische Volksdichtung. VI Band. Im auftrag der Finnisch-Ugrischen Gesellschaft gesammelt von Ignatij Zorin. Durchgesechen und transkribiert von Heikki Paasonen. Übersetzt von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. Herausgegeben von Martti Kahla. Helsinki, 1977. 236 s.
Поступила в редакцию 2019-12-18
Опубликована 2020-03-27
Раздел
Фольклористика
Страницы
65-74