В ПОИСКАХ МИФА: САЛЬВАДОР ДАЛИ В КОНТЕКСТЕ УДМУРТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Татьяна Вячеславовна Зверева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: драма, миф, архетип, экфрасис, автор, сюрреализм, постмодернизм, удмуртский язык, художественное время, художественное пространство, Дали, Гала

Аннотация

Данное исследование обращено к проблеме конструирования мифа в современной культуре. В пьесе «Голубятня» В. Логинов трансформирует историю жизни Сальвадора Дали, включая ее в контекст удмуртской культуры. Авторский эксперимент связан не только с построением нового сюжета, но и с попыткой перевести язык живописи на язык литературы, найти словесные эквиваленты творческому методу художника. Конструктивным приемом в пьесе является провокация границы, осуществляемая на всех уровнях художественной структуры: пьеса не имеет строгих жанровых очертаний, границы между отдельными персонажами и их именами стерты, пространство и время обнаруживают свою принципиально текучую и изменчивую природу. В «Голубятне» сюрреалистическое видение Сальвадора Дали, отрицающее статичность формы, находит свое воплощение в слове. В исследовании поднята также проблема экфрасиса. В. Логинов не называет ни одной картины художника, при этом многие сцены связаны с конкретными живописными полотнами - картины имплицитно присутствуют в тексте, просвечивая сквозь диалоги героев («Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», «Мёд слаще, чем кровь», «Постоянство памяти» и т.д.»). В речи героев постоянно упоминаются предметы, образующие символические ряды в живописи Дали (“хлеб”, “носорог”, “слон”, “лебедь”, “яйцо”, “улитка”, “кузнечик”, “муравей”). На примере картины «Мед слаще, чем кровь» выявлен смыслопорождающий потенциал скрытого экфрасиса. Пьесу можно рассматривать как экспериментальный текст, в котором, с одной стороны, происходит самоопределение национальной культуры, уточнение констант собственного существования, с другой - расширение ментальных границ.

Литература

1. Бычков В. В. Искусство сюрреализма в метафизическом измерении // Вестник славянских культур. 2016. № 1 (39). С. 171-188.
2. Владыкин В. Е. Сальвадор Дали и удмурты // Инвожо. 2014. № 7/8. С. 8-14.
3. Геташвили Н. В.Античный миф как визуализация "личной" мифологии в искусстве 20 века. Де Кирико и Дали // Искусствознание. 2013. № 3/4. С. 428-445.
4. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М.: Арт-Родник, 1998. 734 с.
5. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 453 с.
6. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2006. 551 с.
7. Логинов В. А. Рассказы и пьеса. СПб.: ИД «Комильфо», 2011. 144 с.
8. Меднис Н. Е. Поэтика и семиотика русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2011. 232 с.
9. Нюридсани М. Сальвадор Дали. М.: Мол. гвардия, 2008. 540 с.
10. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М.: Республика, 1992. 224 с.
11. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М.: Республика, 1999. 301 с.
12. Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 354 с.
13. Рымарь Н. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка // Slavica Sedlcencia. Opuscula XI. Siedlce, 2016. 334 с.
14. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.
15. Breton A. Manifeste du surréalisme. Paris: Jean-Jacques Pauvert, 1962. 318 p.
16. Descharnes R. Salvadore Dali. The Work, the man. New York, 1984. 227 p.
17. Nadean M. Histoire du surréalisme. Paris, 1964. 190 р.
Поступила в редакцию 2019-08-30
Опубликована 2020-03-27
Раздел
Литературоведение
Страницы
75-81