В ПОИСКАХ МИФА: САЛЬВАДОР ДАЛИ В КОНТЕКСТЕ УДМУРТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Данное исследование обращено к проблеме конструирования мифа в современной культуре. В пьесе «Голубятня» В. Логинов трансформирует историю жизни Сальвадора Дали, включая ее в контекст удмуртской культуры. Авторский эксперимент связан не только с построением нового сюжета, но и с попыткой перевести язык живописи на язык литературы, найти словесные эквиваленты творческому методу художника. Конструктивным приемом в пьесе является провокация границы, осуществляемая на всех уровнях художественной структуры: пьеса не имеет строгих жанровых очертаний, границы между отдельными персонажами и их именами стерты, пространство и время обнаруживают свою принципиально текучую и изменчивую природу. В «Голубятне» сюрреалистическое видение Сальвадора Дали, отрицающее статичность формы, находит свое воплощение в слове. В исследовании поднята также проблема экфрасиса. В. Логинов не называет ни одной картины художника, при этом многие сцены связаны с конкретными живописными полотнами - картины имплицитно присутствуют в тексте, просвечивая сквозь диалоги героев («Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», «Мёд слаще, чем кровь», «Постоянство памяти» и т.д.»). В речи героев постоянно упоминаются предметы, образующие символические ряды в живописи Дали (“хлеб”, “носорог”, “слон”, “лебедь”, “яйцо”, “улитка”, “кузнечик”, “муравей”). На примере картины «Мед слаще, чем кровь» выявлен смыслопорождающий потенциал скрытого экфрасиса. Пьесу можно рассматривать как экспериментальный текст, в котором, с одной стороны, происходит самоопределение национальной культуры, уточнение констант собственного существования, с другой - расширение ментальных границ.
Литература
2. Владыкин В. Е. Сальвадор Дали и удмурты // Инвожо. 2014. № 7/8. С. 8-14.
3. Геташвили Н. В.Античный миф как визуализация "личной" мифологии в искусстве 20 века. Де Кирико и Дали // Искусствознание. 2013. № 3/4. С. 428-445.
4. Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М.: Арт-Родник, 1998. 734 с.
5. Дали С. Дневник одного гения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 453 с.
6. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2006. 551 с.
7. Логинов В. А. Рассказы и пьеса. СПб.: ИД «Комильфо», 2011. 144 с.
8. Меднис Н. Е. Поэтика и семиотика русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2011. 232 с.
9. Нюридсани М. Сальвадор Дали. М.: Мол. гвардия, 2008. 540 с.
10. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М.: Республика, 1992. 224 с.
11. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М.: Республика, 1999. 301 с.
12. Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 354 с.
13. Рымарь Н. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка // Slavica Sedlcencia. Opuscula XI. Siedlce, 2016. 334 с.
14. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.
15. Breton A. Manifeste du surréalisme. Paris: Jean-Jacques Pauvert, 1962. 318 p.
16. Descharnes R. Salvadore Dali. The Work, the man. New York, 1984. 227 p.
17. Nadean M. Histoire du surréalisme. Paris, 1964. 190 р.
Опубликована 2020-03-27