УДМУРТСКАЯ ОДЕЖДА В НАРОДНЫХ ОБРЯДАХ

  • Людмила Анатольевна Молчанова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: воршуд, родовое древо, обряд, вышивка, семантика, свадьба, сюлык, кабачи, зар

Аннотация

В статье рассматривается роль традиционной одежды в обрядовой практике удмуртов. Способ ношения одежды, различные действия с её деталями и, особенно, семантика костюмных узоров говорят нам о неразрывной связи костюма и обрядового действа, о глубоком символическом смысле, который участники ритуала вкладывали в свои манипуляции с атрибутами костюма. Главный семейно-родовой культ удмуртов - это культ воршуда . Комплекс воршуда многопланов и многозначен. Он воплощен и в предметной среде, и в словесном творчестве, в молитвах и легендах, и в обрядовых действиях . Воршудно -родовое древо - высшая сакральная ценность удмуртов. В вышивках и украшениях костюма преобладают древесные символы. Вышитые деревья мы видим на сюлыках , поясах, головных полотенцах, на рукавах рубашек, на съёмных нагрудниках. Вся фигура женщины в костюме (и не только в удмуртской традиции) уподобляется Мировому древу. Костюм в традиционном обществе с его «магической» символикой неразрывно связан с обрядовой деятельностью, причем именно узоры костюма выступают как «проводники» человека к высшим силам природы. Особенно ясно это видится на примере костюмного орнамента удмуртов.

Литература

1. Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа: Монография. 2-е изд. доп. Ижевск: Удмуртия, 2017. 592 с.: ил.
2. Богордаева А. А. Традиционный костюм обских угров. Новосибирск: Наука, 2006. 239 с.
3. Буткевич Л. М. История орнамента: Учеб.пособ. М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 272 с.: ил.
4. Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. Записки РГО. СПб.,1889. 200 с.
5. Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
6. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики. М., Наука, 1975. 240 с.
7. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). М., 1951. 140 с.
8. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков: Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. Казань, 1921. 215 с.
9. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Ижевск-Ленинград, 1973. 159 с.
10. Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка. Ижевск: Удмуртия, 2009. 88 с.: ил.
11. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки (как историко-этнографический источник). М., 1978. 312 с.
12. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1,2. М., 1994. 1390 с.
13. Молчанова Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика). Ижевск, 2006. 130 с.
14. Нечвалода Е. E. Традиционная женская одежда удмуртов в материалах экспедиции Шапп де, Отроша // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Т. 13, вып. 1. С. 101-108.
15. Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788. 481 с.
16. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда: В 5-ти эск. Вятка, 1888-1889. 260 с.
17. Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры. М., 1985. 256 с.
18. Салмин А. К. Свадебные платки во времени и пространстве // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, Вып. 3. С. 106-118.
19. Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993. 392 с.
20. Элиаде М. Шаманизм. М.: Академический проект, 2014. 399 с.
21. Molchanova L. A. Syulyk as a significant symbolic detail of the udmurt woman’s image // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11, вып. 3. С. 138-142.
22. Lehtinen I. Naisten korut Keski-Venäjällä ja Lansi-Siperiassa. Women’s jewellery in Central Russia and Western Siberia. Helsinki, 1979. 209 p.
Поступила в редакцию 2020-01-23
Опубликована 2020-03-27
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
131-137