КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ ЛЕКСИКА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (на материале современных прозвищ)

  • Мария Владимировна Боброва
    • Институт лингвистических исследований РАН
Ключевые слова: коми-пермяки, Пермский край, тематическая группа, растительный мир, прозвища, этнолингвистика, тематическая (идеографическая) сфера, культурно-семантические коннотации

Аннотация

В статье рассмотрена лексика тематической группы «Растительный мир», мотивировавшая современные прозвища коми-пермяков, проживающих в Пермском крае. В рамках этнолингвистического подхода выделены тематические (идеографические) сферы проявления вторичных значений лексики указанной группы. Обнаружено, что лексика флоры используется для трансляции экзистенциальных, физических, психоэмоциональных и социальных характеристик человека. В рамках данных сфер выделяются более частные группы культурно-семантических коннотаций. Человек характеризуется со следующих позиций: 1) бытийность: человек - существо, элемент определенной картины мира; 2) физические и физиологические особенности: человек обладает прежде всего физическими признаками: такими, как рост, конституция, форма тела и его частей; затем - признаками внешности, среди которых особенности мимики, преобладающего во внешнем облике цвета, в целом эстетические свойства внешности человека; человек обладает также сексуальной ориентацией и определенным состоянием здоровья; 3) психоэмоциональные характеристики: как существо «волящее», человек проявляет какие-то предпочтения (прежде всего - пищевые) и зависимость от вредных привычек; как существо эмоциональное, он проявляет страх; 4) социально значимые признаки: прежде всего - характер проявлений человека в общественной жизни (в нашем случае - способность быть участником некоторых событий или склонность к асоциальным поступкам); особенности речевого поведения, наличие родственных (семейных) связей; а помимо этого - этнотерриториальная, этническая принадлежность и идентичность. Обнаружено противоречие между тем, что лексика растительного мира обладает лингвокультурной маркированностью, и тем, что такая лексика редко актуализируется при создании прозвищ. Сделан вывод о том, что прозвища представляют собой значимый источник этнокультурной информации о номинаторах и носителях таких наименований.

Литература

1. Агапкина Т. А. Дерево // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт. М., 1999. Т. 2. С. 60-67.
2. Березович Е. Л. Русская лексика на общеславянском фоне: семантико-мотивационная реконструкция. М., 2014. 488 с.
3. Березович Е. Л., Кабакова Г. И. «Нутро» в психических и социальных характеристиках человека (на материале отсоматической лексики русского языка) // Антропоцентризм в языке и культуре. М., 2017. С. 227-263.
4. Березович Е. Л., Рут М. Э. Ономасиологический портрет реалии как жанр лингвокультурологического описания // Известия Уральского университета. 2000. № 17. С. 33-38.
5. Березович Е. Л., Седакова И. А. Славянские соматизмы «кожа» и «шкура» и их вторичные значения // Известия РАН. Сер. лит-ры и языка. 2012. Т. 71. № 6. С. 12-25.
6. Боброва М. В. Лексика тематического поля «Растительный мир» в современных прозвищах коми-пермяков // Филология в XXI в. 2018. № 1 (1). С. 135-141.
7. Голева Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрений коми-пермяков. СПб., 2011. 272 с.
8. Голева Т. Г. Этнотерриториальная и этнокультурная идентичность коми-пермяков в прозвищных названиях групп // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. Материалы XI всероссийской научной конференции. Т. 2. Актуальные проблемы современной науки: взгляды молодых исследователей. Екатеринбург, 2013. С. 44-48.
9. Кириллова Л. Е. Микротопонимы как отражение социальных явлений в жизни удмуртов (на примере названий отдельных деревьев) // Коми-пермяцкий язык и культура: прошлое, настоящее, будущее: тр. Ин-та языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Вып. XII. Пермь, 2015. С. 150-156.
10. Конаков Н. Д. Калян // Мифология Коми / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина и др.; науч. ред. В. В. Напольских. М., 1999. С. 184.
11. Конаков Н. Д. Пу // Мифология Коми / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина и др.; науч. ред. В. В. Напольских. М., 1999. С. 317-318.
12. Королева С. Ю. Представления о деревьях у русских и коми-пермяков Северного Прикамья (к вопросу о формировании культурных идентичностей) // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 15: Стратегия и практика полевых исследований. М., 2012. С. 43-61.
13. КПРС - Коми-пермяцко-русский словарь / авт.-сост. Р. М. Баталова, А. С. Кривощекова-Гантман. М., 1985. 624 с.
14. Лобанова А. С. О внешней и этнической идентификации средствами языка (на материале локальных этнографических групп коми-пермяков, а также русских, проживающих на территории Коми-Пермяцкого округа) // Ежегодник финно-угорских исследований. 2019. Т. 13. № 3. С. 403-411.
15. Лупьинцы: история, культура, язык. Этнолингвистический сборник / авт. коллектив: Т. Г. Голева, И. А. Подюков, Л. Г. Пономарева, А. В. Черных. Пермь, 2011. 142 с.
16. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М., 2007. 784 с.
17. Осипова К.В. Диалектные прозвища Русского Севера, образованные от названий пищи: этнолингвистический аспект // Вопросы ономастики. 2017а. Т. 14. № 1. С. 87-109.
18. Осипова К. В. О принципах составления этнолингвистического словаря «Пища Русского Севера»: на примере статьи «Каша» // Традиционная культура. 2017б. № 4 (68). С. 111-123.
19. Подюков И. А. Культурные коннотации лексем ДЕРЕВО/ПУ в русском и пермских языках // Коми-пермяцкий язык и культура: прошлое, настоящее, будущее: тр. Ин-та языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Вып. XII. Пермь, 2015. С. 163-168.
20. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор. Материалы и исследования / авт. коллектив: А. А. Бахматов, Т. Г. Голева, И. А. Подюков, А. В. Черных. Пермь, 2008. 502 c.
21. СРНГ - Словарь русских народных говоров. СПб.: Наука, 2006. Вып. 40. 352 с.
22. Томилина М. А. Растительный код в коми-пермяцких фразеологизмах // Коми-пермяцкий язык и культура: прошлое, настоящее, будущее: тр. Ин-та языка, истории и традиционной культуры коми-пермяцкого народа. Вып. XII. Пермь, 2015. С. 174-179.
23. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука, 1986. 304 с.
24. Энциклопедия уральских мифологий. Т. I. Мифология коми. М., 1999. 480 c.; Т. II. Мифология манси. Новосибирск, 2001. 195 с.; Т. III. Мифология хантов. Томск, 2000. 304 с.; Т. IV. Мифология селькупов. Томск, 2004. 382 с.
25. Юрлинский край. Традиционная культура русских конца XIX - XX вв. Материалы и исследования / авт. коллектив: А. А. Бахматов, И. А. Подюков, С. В. Хоробрых, А. В. Черных. Кудымкар, 2003. 496 с.
26. Komi mütoloogia // Sarja toimetajad: Anna-Leena Siikala, Vladimir Napol'skikh, Мihály Hoppál. Tartu, 2015. 472 lk.
27. Sharapov V. E. Birch and Spruce in Mythological Concepts of the Komi People. Uralic Mythology (Specimina Sibirica VI). Szombathely: Savariae, 1993. Pp. 159-170.
Поступила в редакцию 2020-06-25
Опубликована 2020-10-02
Раздел
Языкознание
Страницы
384-394