ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТРАДИЦИЯ: ФЕНОМЕН ЛИЧНОСТИ В СОХРАНЕНИИ И ПЕРЕДАЧЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ УДМУРТОВ

  • Ирина Вячеславовна Пчеловодова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН
  • Николай Владимирович Анисимов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН
Ключевые слова: удмурты, традиция, личность, биография, песенный репертуар, исполнительский облик

Аннотация

В статье впервые рассматривается феномен личности в этнической культуре удмуртов. В этот контекст гармонично вписывается Соловьева Ольга Николаевна (1932-2018), известная в народе как Ӝакы/Ӝакапай/Ӝакы апай (букв.: тетя Сойка/Ронжа). Исследовательский интерес к ней обусловлен рядом причин: ее огромный багаж знаний песенного репертуара и обрядов, умение свободно импровизировать в рамках своей локальной традиции, уникальные музыкально-слуховые способности. Анализ исполнительского облика О. Н. Соловьевой позволил установить связь между звучащими в ее репертуаре песнями и судьбой певицы. Многие неприуроченные песни представляют собой автобиографическое повествование, посвященное раздумьям о несчастной судьбе, сиротской доле. Большой корпус песен в ее репертуаре относится к так называемым именным песням, являвшимся своего рода памятью о человеке, заключенной в музыкально-песенную форму. Другая уникальная черта песенного искусства исполнительницы - знание иноэтнических песен близлежащих деревень и на языке оригинала (русском, марийском, татарском), и в переводе на удмуртский язык. Знание обрядов местной традиции делало О. Н. Соловьеву значимой и уважаемой персоной для местного сообщества. Она до последнего дня своей жизни соблюдала и чтила выработанные традицией мировоззренческие установки, правила поведения, каноны исполнения обрядов и напевов, которые старалась привить окружающим ее людям. Всё это вызывало неподдельный интерес к ней в научных и общественных кругах. И сегодня, когда с нами рядом нет исполнительницы, ее имя оживает в многочисленных проектах разного направления.

Литература

1. Алпатов С. Сказочник-балагур: личность и творческий тип // Личность в традиционной культуре. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 41-59.
2. Анисимов Н. В. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов.Tartu: University of Tartu Press, 2017. 386 с.
3. Владыкина Т. Г., Глухова Г. А. Ар-год-берган: календарные обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011. 320 с.
4. Жуланова Н. И. Личность в традиционной музыкальной культуре: от социокультурных ролей к уникальным индивидуальностям // Личность в традиционной культуре. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. С. 14-40.
5. Личность в культурной традиции. М.: Государственный институт искусствознания, 2014. 432 с.
6. Макарова В. В. Музъем колёса, сюлэм пияла… Ӝакы апайлэн чеберлыко кылос портретэз (Земля - колесо, сердце - стекло… Творческий портрет тети Сойки): дипл. работа. Ижевск, 2007. 56 с.
7. Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 272 с.
8. Нуриева И. М. Удмуртская музыкально-песенная традиция: специфика жанрообразования и функционирования: дисс. на соиск. учен.ст. доктора искусствоведения. Ижевск, 2014. 415 с.
9. Пчеловодова И. В. Удмуртская песенная лирика: От мотива к сюжету. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013. 164 с.
10. Пчеловодова И. В., Анисимов Н. В. Песни южных удмуртов. Вып. 4. Ижевск-Тарту, 2017. 376 с. (Удмуртский фольклор).
11. Ромодин А. В. Человек творящий. Музыкант в традиционной культуре. СПб: ГНИИ «Институт истории искусств», 2009. 288 с.
12. Стародубцева С. В. Ох, роспечальное моё сердечко (песни из репертуара Натальи Власовой). Вып. 1. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. 226 с. (Русский фольклор Удмуртии).
Поступила в редакцию 2020-04-04
Опубликована 2020-10-02
Раздел
Фольклористика
Страницы
418-433