ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА В ОЧЕРКОВОЙ ПРОЗЕ М. Г. АТАМАНОВА (НА МАТЕРИАЛЕ КНИГИ «Я - УДМУРТ. ОТЧЕГО МНЕ БОЛЬНО?»

  • Алевтина Васильевна Камитова
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
  • Татьяна Ивановна Зайцева
    • Институт удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ
Ключевые слова: удмуртская литература, священнослужитель М. Г. Атаманов, очерковая проза, национальная картина мира, национальная идентичность

Аннотация

В статье рассмотрена специфика основополагающих идей художественного мира М. Г. Атаманова, включающего широкий спектр литературных фактов, от содержательного уровня текста произведения до его поэтики. Особенно важную роль в произведениях М. Г. Атаманова играют сквозные темы и образы, отражающие индивидуальный стиль автора и его представление о национально-этнической идентичности. Предметом исследования явилась книга очерков «Мон - удмурт. Малы мыным вöсь?» («Я - удмурт. Отчего мне больно?»), в которой наиболее ярко отразились главные духовные и художественные поиски М. Г. Атаманова, связанные с его представлениями об удмуртском народе. Основные мотивы и сюжеты произведений, вошедших в рассматриваемую книгу, аккумулированы вокруг понятия «удмуртскость». Постижение «удмуртскости» моделируется в его очерках через конкретные лейттемы: родной язык, удмуртский народ, национальная культура, ментальность, географотопографические особенности мест проживания удмуртов, православная идея. «Удмуртская тема» осознается и постигается писателем сквозь призму национальной идентичности.

Литература

1. Атаманов Михаил Гаврилович: биобиблиогр. указатель / Удмурт. гос. ун-т; сост.: Н. Ф. Широбокова, Е. А. Булычева, Л. Е. Зайцева [и др.]. Ижевск, 2012. 115 с.
2. Атаманов-Эграпи М. Мон - удмурт. Малы мыным вöсь? Ижкар, 2007. 104 б.
3. Ванюшев В. М. «Тангыра» Михаила Атаманова как авторский вариант удмуртского эпоса // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 1. С. 75-86.
4. Ерохина Т. И. Парадоксы русскости в отечественной культуре: «русская матрица» А. Прикотенко // Ярославский педагогический вестник. 2019. № (108). С. 142-150.
5. Зайцева Т. И. Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: человек и мир, эволюция, особенности художественного воплощения: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. д. ф. н. Саранск, 2009. 41 с.
6. Карлова О. А. Аспекты «русскости» в философско-художественном концепте творчества Ивана Бунина // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2011. № 4 (3). С. 315-322.
7. Конституция РФ. Статья 26.1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. URL: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/33003/ (дата обращения 24.08.2020).
8. Лосев В. В. О “русскости” в творчестве Александра Башлачева // Русская литература ХХ века: образ, язык, мысль: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МПУ, 1995. С. 103-110.
9. Своё и чужое в европейской культурной традиции: Сб. матер. науч. конф. Нижний Новгород: Деком, 2000. 352 с.
10. Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблемы «нерусской России» и их отражение в современной поэзии Удмуртии // Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. Ижевск: Шелест, 2016. С. 6-15.
11. Шкляев А. Г. «Тангыра» в контексте удмуртских эпических сказаний: параллели и отличия // Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 1. С. 87-92.
12. Этногенез удмуртского народа. Этнос. Язык. Культура. Религия: Сб. ст. и материалов Междунар. науч. конф., посвященной 65-летию доктора филологических наук, ученого-филолога, автора эпоса «Тангыра», переводчика Библии на удмуртский язык, члена Союза писателей России Атаманова Михаила Гавриловича / Науч. ред. Н. И. Леонов; сост.-ред. А. Е. Загребин, А. В. Ишмуратов, Р. В. Кириллова; отв. ред. Д. И. Черашняя. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. 472 с.
Поступила в редакцию 2020-04-04
Опубликована 2020-10-02
Раздел
Литературоведение
Страницы
459-464