ПИСЬМЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ О КАЗНЯХ ПЛЕННЫХ В ПОТЕСТАРНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИБАЛТИКИ КОНЦА XII - СЕРЕДИНЫ XIII в.

  • Даниил Викторович Пузанов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
Ключевые слова: Генрих Латвийский, монах Юлиан, записка Рихарда, «мордваны», ливы, эсты, казни, жертвоприношения, средневековая письменность, фольклор

Аннотация

Подробно рассматриваются зафиксированные в письменных источниках обычаи ритуальной казни пленных врагов у эстов, ливов и «мордванов». Конкретные формы казни сопоставляются с обычаями соседних народов, сказочным европейским фольклором и исторически засвидетельствованными обычаями племенных коллективов. Существующее сходство в обрядовых практиках, запечатленных в различных письменных источниках, объясняется исходя из современных археологических и текстологических открытий, теоретических наработок, палеоэтнографических реконструкций. Некоторым письменным свидетельствам были найдены соответствия в археологическом материале. Раскрываются литературные и фольклорные традиции, которые могли повлиять на описание «чужого» народа хронистами. Отмечено семантическое сходство казней через сжигание и разрубание. Эти способы разрушения тела были связаны с опасением, что покойный способен отомстить убийце, если не предпринять соответствующих мер. Проанализированы случаи сходства таких расправ с казнью - реактуализацией космогонии. Отмечено воздействие внешних условий на формирование местных ритуальных традиций, которые в немалой степени испытывали влияние мировых религий, агрессивное наступление которых актуализирует необходимость убийств и влияет на их ритуальное осмысление. Вследствие этого расправы могли приобретать особенно причудливые формы. Для постороннего наблюдателя они были тем более необычны. Средневековые авторы не всегда понимали смысл наблюдаемых ими действий, и на их восприятие в немалой степени должны были влиять существовавшие у рассказчика предрассудки и стереотипы.

Литература

1. Гельмольд из Босау. Славянская хроника // Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / Ред.-сост. И. А. Настенко. М.: СПСЛ; Русская панорама, 2011. С. 151-304.
2. Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского, предисл. В. А. Быстрянского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. XV, 610 с.
3. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы источниковедения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 370 с.
4. Дмитриева Т. Н. Жертвоприношение: поиски истоков // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 11-22.
5. Дмитриева Т. Н. О неоднозначности понятия «жертвоприношение» // Жертвоприношение в архаике: атрибуция, назначение, цель: Сборник научных трудов семинара «Теория и методология архаики» / Под ред. М. Ф. Альбедиль, Д. Г. Савинова. СПб., 2012. Вып. 5. С. 33-42.
6. Жирмунский В. М. «Пир Атрея» и родственные этнографические сюжеты в фольклоре и литературе // Советская этнография. 1965. № 6. С. 3-22.
7. Зубов С. Э. Декапитация и воинские трофеи в погребальной обрядности памятников раннего железного века Волго-Уралья. К постановке проблемы // Поволжские финны и их соседи в древности и средние века, IV Всероссийская науч. конф. (2016; Саранск) / Отв. ред. В. В. Гришаков. Саранск, 2016. С. 28-36.
8. Картамышева Е. П. Почитание предков в древнескандинавской дохристианской культуре: Дис. канд. ист. наук. М., 2006. 298 с.
9. Лафлин У. С. Алеутские мумии: их значение для исследования продолжительности жизни и изу-чения культуры // Традиционные культуры Северной Сибири и Северной Америки. Труды советско-американской группы по сотрудничеству в области изучения взаимодействия аборигенных народов и культур Северной Сибири и Северной Америки / Отв ред. И. С. Гурвич. М.: Наука, 1981. С. 33-50.
10. Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей. Т. 1). М.: Языки русской культуры, 1997. 496 с.
11. Лисюченко И. В. Сакральность княжеской власти у восточных славян и ритуальные убийства правителей // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 12-2. С. 52-58.
12. Литвина А., Успенский Ф. Похвала щедрости, чаша из черепа, золотая луда… Контуры русско-варяжского культурного взаимодействия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 192 с.
13. Лушин В. Г. Чаши из человеческих черепов // Древние культы, обряды, ритуалы: памятники и практики / Гл. ред. Е. П. Токарева. Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2015. С. 5-13.
14. Мифологические сказки и исторические предания нганасан / Зап., подг. текстов, введ. и коммент. Б. О. Долгих. М.: Наука, 1976. 341 с.
15. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1993. 240 с.
16. Негреев И. О. Древнескандинавский образ мирового Древа Иггдрасиль: функции и значение // Евразия: духовные традиции народов. 2012. № 2. С. 131-138.
17. Новиков А. С. Казнь Генриха Монте и мотив «двойной смерти» у пруссов // Вестник БФУ им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2012. № 6. С. 118-122.
18. О существовании Великой Венгрии, обнаруженном братом Рихардом во время господина Папы Григория Девятого // Исторический архив. М; Л: Изд-во АН СССР, 1940. Т. 3. C. 77-82.
19. Осипова Т. В. Погребения с разрушенными костяками в средневековых могильниках Окско-Сурского междуречья: Дис. канд. ист. наук. Пенза, 2006. 250 с.
20. Подберезкин Ф. Д. Меченосцы и божественное провидение: библейские аллегории в Хронике Генриха Латвийского // Актуальные проблемы источниковедения : Мат. междунар. науч.-практ. конф. к 135-летию В. И. Пичеты. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. С. 107-109.
21. Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. М.: АСТ; СПб.: Евразия, 2007. 350 с.
22. Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX-XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018. 480 с.
23. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Пер. с араб. вступ. ст. и примеч. О. Г. Большакова, историч. коммент. А. Л. Монгайта. М.: Наука, 1971. 188 с.
24. Радзивиловская летопись: в 2 т. СПб.; М.: Глаголь; Искусство, 1994. Кн. 1: Факсимильное воспроизведение рукописи. 253 л.
25. Седов В. В. Эсты // Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Отв. ред. В. В. Седов. М., 1987. С. 13-23.
26. Сказки народов сибирского севера. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. 194 с.
27. Сланов А. А., Бурков С. Б. Значение обрядов обезглавливания и скальпирования в скифской военной культуре // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. 2013. № 3. С. 49-54.
28. Спиргис Р. Археологические свидетельства распространения христианства на землях даугавских ливов в XI-XII вв. // Археология и история Пскова и Псковской земли. 2013. № 28 (58). С. 370-459.
29. Ступак А. С. Карельская Сюоятар и коми Ёма: общее фольклорных образов // Лаборатория фольклористики РГГУ. URL: ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Stupak04.htm (дата обращения 04.04.2019).
30. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1966. Т.3. Ч.1. Мокшанские сказки / Сост., предисл., примеч. А. И. Маскаева. Под общ. ред. В. Я. Евсеева. 386 с.
31. Флёров В. С. Погребальные обряды на севере Хазарии (Маяцкий могильник). Волгоград: Перемена, ВГПИ, 1993. 144 с.
32. Фодор И. К вопросу о дохристианской религии древних венгров // Этнос - Культура - Человек: Сб. мат. междунар. науч. конф., посв. 60-летию В. Е. Владыкина / Глав. ред. В. А. Журавлев; отв. ред. Т. Г. Владыкина. Ижевск: АНК, 2003. С. 373-384.
33. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. 557 с.
34. Чебаненко С. Б. Казнь князей Игоревичей в Галиче: правовой и ритуальный аспекты // Русин. 2014. № 2 (36). С. 162-181.
35. Чебаненко С. Б. Расправы монгольских завоевателей или обычаи восточных славян: находки пробитых гвоздями черепов // Исторический формат. 2017. № 1-2. С. 115-126.
36. Abu-Lughod J. L. The World System in the Thirteenth Century: Dead-End or Precursor? // Islamic & European Expansion: the forging of a global order / Edited by Adas M. Philadelphia: Temple university press, 1993. P. 75-102.
37. Arens W. The man-eating myth : Anthropology & anthropophagy. Oxford, New York, Toronto, Melbourne: Oxford univ. press, 1980. VIII, 212 p.
38. Chase-Dunn C., Hall T. D. Rise and Demice. Comparing World-Systems. Boulder; Cumnor Hill: Westview Press, 1997. XII, 322 p.
39. The types of the folktale. A classification and bibliography Antti Aarne’s Verzeichnis der Märchentypes (FF Communications № 3) / Translated end Enlarged by S. Thompson. Second Revision. Helsinki, 1961. 588 p.
Поступила в редакцию 2020-09-07
Опубликована 2020-12-25
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
733-744