ПОЖИЛАЯ ЖЕНЩИНА В КАРЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ: ВОЗРАСТНЫЕ РУБЕЖИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

  • Юлия Валерьевна Литвин
    • Институт языка, литературы и истории ФГБУН ФИЦ «Карельский научный центр Российской академии наук»
  • Сергей Андреевич Минвалеев
    • Институт языка, литературы и истории ФГБУН ФИЦ «Карельский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова: крестьянская семья, традиционная культура, модернизация российского общества, карелы, карельская культура, история Карелии, антропология старения, женская история, гендерные роли, пожилая женщина, бабушка, повитуха, причитальщица, знахарка, старообрядчество

Аннотация

Переход женщины из одного социовозрастного статуса в другой в традиционной культуре в большей степени, чем у мужчины, был связан с ее физиологическими процессами. Сходные во многих обществах этапы взросления и старости корректировались этнолокальными традициями. Они содержали в себе особенности прав и обязанностей, ограничений и возможностей, которые определялись комплексом природно-климатических, социально-экономических, культурно-религиозных, этнических и других факторов. Цель статьи - выявить универсальное и этнически специфическое в сценариях старения женщины в карельской культуре. Задачи исследования включали в себя рассмотрение проблемы границ преклонного возраста, вопросы терминологии женской социовозрастной стратификации, социокультурного статуса, возможностей в семье и в сельском сообществе во второй половине XIX - первой половины XX вв. Особое внимание уделено внесемейной повседневности пожилой карелки - способам заработка денег и тем занятиям, которые не всегда приносили денежный доход, но составляли символический капитал, повышавший авторитет женщины в деревне. Избранный временной диапазон сохранял в себе черты традиционного уклада и одновременно характеризовался проникновением модернизационных перемен в жизнь сельского населения. Научная новизна заключается в систематизации материалов по изучаемому вопросу и комплексном анализе объекта исследования на основе привлечения разных групп источников, включая неопубликованные. Авторы приходят к выводу, что преклонный возраст являлся важным рубежным периодом в жизни женщины. Возрастала ее соционормативная роль, переопределялись иерархические отношения в семье внутри женского коллектива. Однако жизнь пожилой карелки не замыкалась внутри семьи. Участие в обрядах жизненного цикла, религиозной и миссионерской деятельности являлось символическим ресурсом пожилой карелки в сельском обществе и могло быть конвертировано в приносящую доход деятельность.

Литература

1. Белоусова Е. А. Современный родильный обряд // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/belousova-e-a/sovremennij-rodiljnij-obryad/3 (дата обращения: 06.02.2020).
2. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. СПб.: Изд-во СПбГУ: Петербургское Востоковедение, 2007. 311 с.
3. Винокурова И. Ю. Женский символизм в вепсской культуре: традиции и трансформации // Женщины и мужчины в контексте исторических перемен: Материалы Пятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 4-7 октября 2012 г., Тверь. М.: ИЭА РАН, 2012. Т. 2. С. 134-136.
4. Голубцов Н. Кемский уезд. Материалы по описанию Архангельской губернии // Памятная книжка Архангельской губернии на 1912 г. Архангельск: Изд. Арханг. губ. стат. ком., 1912. С. 92-133.
5. Григорьева И. А., Сизова И. Л. Траектории старения женщин в современной России // Мир России. Социология. Этнология. 2018. № 2. С. 109-135.
6. Ефименко А. Я. Юридические обычаи лопарей, корелов и самоедов Архангельской губернии // Записки Русского географического общества по отделению этнографии. СПб: Тип. Киршбаума, 1878. Т. VIII. С. 1-233.
7. Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. 304 с.
8. Инха И. К. В краю калевальских песен: тропой Лённрота по Беломорской Карелии: очерк о земле Беломорской Карелии / пер. с фин. Р. П. Коломайнен. Петрозаводск: Периодика-Юминкеко, 2019. 464 с.
9. Карельская крестьянка в зеркале историко-этнографических источников (вторая половина XIX - начало XX века). Сборник документов и материалов / науч. ред. О. П. Илюха. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2012. 293 с.
10. Конкка А. П. Родины и детские недуги. Ночница. Сглаз. Родимчик. Народная медицина. Знахарство и колдовство // Панозеро: сердце Беломорской Карелии / под ред. А. П. Конкка, В. П. Орфинского. Петрозаводск: ПетрГУ, 2003. С. 386-414.
11. Конкка У. С. Карельская свадебная причитальщица - itkettäjä ‘возбудительница плача’ // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. Б. Н. Путилов. Л.: Наука, 1974. С. 236-243.
12. Конкка У. С., Конкка А. П. Духовная культура сегозерских карел конца XIX - начала XX. Л.: Наука, 1980. 214 с.
13. Кремлева И. А. Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. М.: Наука, 2001. С. 72-87.
14. Мадлевская Е. Л. Баба // Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия / Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. С. 21-30.
15. Миронов Б. Н. Традиционное демографическое поведение крестьян // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. Сборник статей / под ред. А. Г. Вишневского. М.: Статистика. 1977. С. 83-104.
16. Олсон Л., Адоньева С. Б. Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 440 с.
17. Санитарные и гигиенические условия жизни крестьян Повенецкого уезда (из доклада III съезда земских врачей) // Вестник Олонецкого губернского земства. 1909. № 6. С. 11-12.
18. Сопоставительно-ономасиологический словарь диалектов карельского, вепсского, саамского языков / под общ. ред. Ю. С. Елисеева и Н. Г. Зайцевой. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. 348 с.
19. Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел: конец XIX - начало XX в. Л.: Наука, 1985. 174 с.
20. Anttila L., Salmi T. Vaihdevuodet // Naistentaudit ja synnytykset. Vammala: Vammalan kirjapaino Oy, 2001. S. 118-128.
21. Browner C. H., Sargent C. F. Anthropology and Studies of Human Reproduction // Medical Anthropology: Contemporary Theory and Method / eds. C. F. Sargent, T. M. Johnson. New York: Praeger, 1996. P. 219-234.
22. Karjalan kielen sanakirja. Osa III. L-N / päätoim. P. Virtaranta. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1983. 584 s.
23. Sallinen-Gimpl P. Karjalainen nainen. Helsinki: Unifada, 2013. 252 s.
24. Sarmela M. Finnish Folklore Atlas. Ethnic Culture of Finland / trans. A. Silver. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2009. 668 p.
25. Stark L. The charmer’s body and behavior as a window onto early modern selfhood // Charms, Charmers and Charming / ed. R. Jonathan. London: Palgrave, 2009. P. 3-16.
26. Virtaranta H., Virtaranta P. Karjalan kieltä ja kansankulttuuria I. Tverinkarjalaisia kielennäytteitä. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1990. 445 s.
27. Virtaranta P. Lyydiläisiä tekstejä. Osa II. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1963. 419 s.
28. Virtaranta P. Lyydiläisiä tekstejä. Osa III. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1964. 402 s.
29. Virtaranta P. Lähisukukielten lukemisto. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1967. 239 s.
30. Virtaranta Р. Vienan kansa muistelee. Porvoo-Helsinki: WSOY, 1958. 804 s.
Поступила в редакцию 2020-12-21
Опубликована 2021-04-02
Раздел
История, археология, этнография
Страницы
116-126